Дело (УИД) № 57RS0014-01-2023-000821-43
производство № 2а-1-837/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2023 года город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Квасовой О.В.,
с участием представителя административного истца
Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области по доверенности Красноглазовой Ю.В.,
административного ответчика Дворянчикова М.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аминевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области к Дворянчикову М.М. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Дворянчикову М.М. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Дворянчиков М.М. являлся индивидуальным предпринимателем в период с Дата года по Дата года, и был обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 год по 01 сентября 2020 года (8 месяцев 1 день).
В связи с неуплатой в установленный срок страховых взносов за 2020 год (8 месяцев 1 день) в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом были начислены пени, и заказным письмом было направлено требование №16407 по состоянию на 28 октября 2020 года с предложением оплатить задолженность по:
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на оплату страховой пенсии в размере 13601 руб. 77 коп. и пени на указанную недоимку к размере 79 руб.,
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет фонда обязательного медицинского страхования в размере 5640 руб. 74 коп. и пени на указанную недоимку в размере 32 руб. 76 коп.
Требование №16407 до настоящего времени в полном объеме не исполнено.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения к мировому судье судебного участка №2 г. Мценска и Мценского района Орловской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанных сумм страховых взносов и пени с Дворянчикова М.М.
Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №2 г. Мценска и Мценского района Орловской области 26 мая 2023 года судебный приказ о взыскании с Дворянчикова М.М. задолженности по страховым взносам и пени по налогам от 30 декабря 2020 года отменен на основании поступивших возражений должника.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области просит взыскать с Дворянчикова М.М. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на оплату страховой пенсии в размере 13601 руб. 77 коп., пени на указанную недоимку в размере 79 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет фонда обязательного медицинского страхования в размере 5640 руб. 74 коп., пени на указанную недоимку в размере 32 руб. 76 коп.
В судебном заседании представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области по доверенности Красноглазова Ю.В. поддержала заявленные требования.
Административный ответчик Дворянчиков М.М. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При этом, в силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налогов производится налоговыми органами. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 18.1 Налогового кодекса в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются кроме прочих и индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год.
Абзацем 2 подпункта 1, подпунктом 2 пункта 1 статья 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса.
Статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1).
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 2).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя… уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5).
В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно частям 4, 6 статьи 69 Налогового кодекса требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом, согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат уплате налогоплательщиком и пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора (страховых взносов), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (страхового взноса) по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
При этом частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В свою очередь, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Изложенное свидетельствует о том, что законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающейся в поэтапном выполнении требований налогового законодательства: направлении налогоплательщику уведомления, а затем и требования об уплате недоимки, неисполнение которого обусловливает возможность обращения налогового органа в судебные органы.
Из материалов дела следует, что с Дата года по Дата года Дворянчиков М.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с этим в силу указанных выше правовых норм административный ответчик обязан был уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа, размер которых составил: взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год – 32448 рубля, взносы на обязательное медицинское страхование – 8426 рубля.
Согласно подпункту 1.1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20318 рублей.
Поскольку на момент истечения сроков уплаты страховых взносов за 2020 год Дворянчиков М.М. не являлся индивидуальным предпринимателем, при образовании недоимки ее принудительное взыскание не осуществлялось налоговым органом по правилам статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с неуплатой указанных страховых взносов в установленные законом сроки было сформировано и направлено по почте требование №16407 по состоянию на 28 октября 2020 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год (8 месяцев 1 день) в размере 13601 руб. 77 коп., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год за период с 17.09.2020 по 27.10.2020 в размере 79 руб. 00 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5640 руб. 74 коп., сроком уплаты до 09 декабря 2020 года, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год за период с 17.09.2020 по 27.10.2020 в размере 32 руб. 76 коп.
В связи с неисполнение требований Межрайонная ИФНС №4 по Орловской области обратилась с заявлениями к мировому судье судебного участка №2 г. Мценска и Мценского района Орловской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Дворянчикова М.М. недоимки по страховым взносам и пени.
30 декабря 2020 года мировым судьей вынесен судебный приказ № о взыскании с Дворянчикова М.М. задолженности по уплате страховых взносов и пени на общую сумму 19354 руб. 27 коп.
26 мая 2023 года исполняющим обязанности мирового судьи судебный приказ был отменен на основании поступивших возражений Дворянчикова М.М. с ходатайством о восстановлении срока на подачу заявления об отмене судебного приказа.
20 июня 2023 года налоговый орган обратился в Мценский районный суд Орловской области с настоящим административным иском, что свидетельствует о соблюдении шестимесячного срока для обращения в суд, с момента отмены судебного приказа.
Судом признается верным расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год и пени на указанную недоимку, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 года и пени на указанную недоимку, предусмотренные законом основания для освобождения Дворянчикова М.М. от обязанности по оплате пени отсутствуют.
При установленных обстоятельствах административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области подлежат удовлетворению.
Суд признает не подтвержденными материалами дела доводы административного ответчика о том, что ИП регистрировала его супруга, действующая на основании генеральной доверенности. Налоговым органом представлено заявление Дворянчикова М.М. о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, расписка о приёме документов от Дата года, на которых имеется подпись Дворянчикова М.М. Свои подписи на указанных заявлениях административный ответчик при разрешении спора в суде не оспаривал.
При подаче административного искового заявления административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с удовлетворением административного иска с Дворянчикова М.М. в доход муниципального образования город Мценск Орловской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 774 рублей 17 копеек.
Руководствуясь статьей 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <...> (░░░░░░░ <...>) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 13601 ░░░░░ 77 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 79 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 5640 ░░░░░░ 74 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 32 ░░░░░░ 76 ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 19354 ░░░░░ 27 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <...> (<...>) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 774 ░░░░░░ 17 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░