Адм.дело №а-413/23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2023 года Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Никитухиной И.В. с участием прокурора Головешкиной Е.С. при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Талдомской городской прокуратуре <адрес> об оспаривании действий (бездействия), обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Талдомской городской прокуратуре <адрес> об оспаривании действий (бездействия), обязании совершить действия.
Требования ФИО2 основаны на том, что ему было отказано в оформлении наследства нотариусом ФИО7 ввиду того, что он не смог предоставить документы на земельный пай в АО «Правда». Просит обязать прокуратуру все найти, чтобы он смог оформить наследство после смерти ФИО9, наследницей которой была ее дочь ФИО4, после смерти которой наследником является ФИО2.
В судебном заседании ФИО2 требования поддержал и пояснил, что нотариус должен был самостоятельно запросить недостающие документы. Ему, ФИО2, отказали в выдаче документов о том, что земля не входит в уставной капитал. Нотариус ему пояснил, что в выдаче документов ему было отказано. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением закона. Он обратился в Талдомскую городскую прокуратуру с заявлением о том, что ему не выдают документы, чтобы приказали оформить. К нотариусу он обращался за оформлением наследства после смерти своего отца ФИО5 и супруги ФИО4. Наследство после смерти отца он оформил. После смерти супруги не может оформить, так как необходимо предоставить документ, что земельная доля не входит в уставной капитал общества. Земельный пай предоставлялся матери его жены ФИО9. Считает, что прокурор должен был получить недостающую справку.
Представитель Талдомской городской прокуратуры <адрес> старший помощник прокурора ФИО6 в суде требования не признала и пояснила, что согласно заявленным требованиям, заявителю отказано в оформлении наследства, в связи с чем он обратился в прокуратуру с целью найти документ и оказания помощи в оформлении наследства. Для признания действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемых действий закону и нарушение прав и законных интересов административного истца. ДД.ММ.ГГГГ в Талдомскую городскую прокуратуру поступило обращение ФИО2 о несогласии с решением нотариуса ФИО7. Горпрокуратурой было организовано проведение проверки по всем изложенным в обращении фактам. Поскольку по результатам проведенной проверки нарушения в действиях нотариуса ФИО7 не установлены, акты прокурорского реагирования не принимались. ДД.ММ.ГГГГ подготовлен мотивированный ответ на обращение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ ответ направлен в адрес ФИО2. Обращение административного истца рассмотрено в установленном законом порядке, своевременно дан мотивированный письменный ответ. В удовлетворении административного иска просит отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.218 ч.1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Аналогичные по существу требования к порядку рассмотрения обращений в органах прокуратуры установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 45.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 5 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 45 (далее - Инструкция), которая разработана в целях реализации предусмотренных вышеназванными Федеральными законами норм. В силу раздела 6 Инструкции в прокуратурах субъектов Российской Федерации первичные обращения граждан рассматриваются начальником управления (отдела), старшим помощником (помощником) прокурора, заместителем прокурора, повторные обращения - прокурором, или лицом, его замещающим; ими же подписываются ответы заявителям.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в Талдомскую городскую прокуратуру <адрес> поступило обращение ФИО2 о проверке действий нотариуса ФИО7, который для оформления наследства должен собрать недостающие документы. ФИО2 указал, что в АО «Правда» отказали в выдаче документов, подтверждающих право на земельный пай, нотариусу также отказали в предоставлении таких документов. Просил обязать собрать недостающие документы и выдать свидетельства о праве на наследство, направить запросы нотариусам.
Из представленных документов следует, что прокурором проведена проверка, запрошены объяснения у нотариуса ФИО7, документы по рассматриваемому вопросу.
В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ N85ж-2016 заместитель Талдомского городского прокурора ФИО8 сообщила о том, что в ходе проверки установлено, что в производстве нотариуса Талдомского нотариального округа <адрес> ФИО7 имеется наследственное дело №, открытое к имуществу ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратился от своего имени и от имени своих несовершеннолетних детей с заявлением о принятии наследства по закону и выдаче свидетельств о праве на наследство на земельный пай, находящийся в АО «Правда». В предоставленной нотариусу архивной копии постановления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении и передаче земли в коллективно-долевую собственность АО «Правда», в списке собственников имеется информация о ФИО9, как собственнике доли в праве собственности на земельный участок. ФИО4 являлась дочерью ФИО9, принявшей наследство, но не оформившей своих наследственных прав. Свидетельства о праве собственности на землю на имя ФИО9 не представлено. Нотариусом была запрошена выписка их ЕГРН, согласно которой ФИО9 в списках собственников земельного участка не значится. Ввиду того, что на основании вышеуказанных документов не представляется однозначно определить принадлежность земельного участка ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в совершении нотариального действия. Также ФИО2 разъяснено право обжаловать в суд постановление об отказе в совершении нотариального действия.
Ответ по результатам рассмотрения заявления ФИО2 направлен ему по почте, получен административным истцом, приложен к административному иску.
Таким образом, из представленных в суд документов следует, что рассмотрение жалобы и подготовка ответа входили в полномочия заместителя прокурора ФИО8.
Обращение ФИО2 рассмотрено прокурором по существу поставленных в нем вопросов; ответ на обращение дан в установленный срок, нарушений порядка рассмотрения обращения не установлено.
Довод ФИО2 о том, что его права нарушены тем, что прокурор не запросил недостающие документы и не помог ему в оформлении наследства, не основан на законе.
В соответствии со ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Поскольку нарушения прав административного истца при рассмотрении его обращения судом не установлено, в удовлетворении административного иска суд ФИО2 отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░ 12.04.2023
<░░░░░░ ░░░░░░>