Дело № 2а-2133/2023
УИД 29RS0024-01-2023-002203-44
23 октября 2023 года город Архангельск
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соломбальский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ждановой К.И.,
при секретаре Федоровцевой А.А.,
с участием помощника прокурора Мошина А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску к Селиванову А.А. о продлении срока административного надзора и об установлении дополнительного административного ограничения,
установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску в лице Отдела полиции № 5 по обслуживанию Соломбальского, Северного и Маймаксанского округов (далее – УМВД России по г. Архангельску) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Селиванову А.А. о продлении срока административного надзора, об установлении ему дополнительного административного ограничения.
В обоснование требований указано, что приговором Соломбальского районного суда г.Архангельска от 25.11.2019 Селиванов А.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст. 158 п. «б», ч.3 ст.30, ч.1 ст. 161 на основании ст. 70 УК РФ присоединен приговор Октябрьского районного суда г.Архангельска от 30.10.2018 по ст. 158 ч.3 п. «г» УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 02 года в исправительной колонии общего режима. 16.11.2021 Селиванов А.А. освобожден по отбытии срока наказания. Решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 31.01.2023 в отношении Селиванова А.А. установлен административный надзор до 14.02.2024 включительно и административные ограничения. 06.04.2023 Селиванов А.А. поставлен на профилактический учет.
Находясь под административным надзором, Селиванов А.А. в течении года совершил более двух административных правонарушений, посягающих на здоровье населения и общественную нравственность.
Ссылаясь на данные обстоятельства, для предупреждения совершения Селивановым А.А. преступлений, административных правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, просят суд рассмотреть вопрос о продлении срока административного надзора на шесть месяцев и об установлении Селиванову А.А. дополнительного административного ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком.
Административный истец, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования поддержал.
Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился,.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в редакции от 22.12.2022) при наличии достаточных доказательств суд вправе рассмотреть дело без участия надлежащим образом извещенного административного ответчика, освобожденного из мест лишения свободы, явка которого признана обязательной, если последний не явился в судебное заседание и не сообщил об уважительных причинах своей неявки.
По определению суда, с учетом надлежащего извещения административного ответчика, отсутствием уважительных причин его неявки и оснований для применения административному ответчику меры процессуального принуждения, направленной на обеспечение его явки в судебное заседание, дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре) и главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом об административном надзоре временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК РФ).
Пунктом 4 статьи 7 Закона об административном надзоре предусмотрено, что административный надзор может быть продлен судом в том числе в случае совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона об административном надзоре в случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно части 3 статьи 4 Закона об административном надзоре суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Аналогичная позиция содержится в пунктах 40, 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Пунктом 2 части 3 названной статьи установлено, что административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, соответствующих административных правонарушений надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения. В случае, если на момент рассмотрения дела об административном надзоре истек срок, указанный в статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключается возможность учета такого административного правонарушения в качестве основания установления или продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений (пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Соломбальского районного суда г.Архангельска от 25.11.2019 Селиванов А.А. осужден за совершение преступления по ст.158 ч.2 п. «б» и ст.30 ч.3, ст.161 ч.1 УК РФ. В соответствии со ст.69 ч.2 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний ответчику назначено наказание в виде лишения свободы на срок на 1 год 5 мес. На основании ст. 70 УК РФ к вновь назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Октябрьского районного суда г. Архангельска от 30.10.2018. Окончательно назначено наказание 2 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
В силу пункта «в» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений средней тяжести, по истечении трех лет после отбытия наказания;
16.11.2021 Селиванов А.А. освобожден из ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области по отбытии срока наказания, следовательно срок административного надзора не может быть свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, который подлежит исчислению со следующего дня после исполнения назначенного по приговору суда наказания, то есть с 00 часов 00 минут 17.11.2021 и оканчивается в 24 часа 00 минут 16.11.2024.
Таким образом, в настоящее время судимость у Селиванова А.А. не снята и не погашена.
Решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 31.01.2023 в отношении Селиванова А.А. установлен административный надзор на срок один год, то есть по 14.02.2024 включительно, и административное ограничение в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, в соответствии с установленным данным органом графиком, запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 ч. 00 мин. до 06 ч. 00 мин. следующего дня.
06.04.2023 Селиванов А.А. постановлен на профилактический учет в отдел полиции №5 УМВД России по г. Архангельску.
Графиком прибытия поднадзорного лица на регистрацию, утвержденным начальником ОП № 5 УМВД России по г. Архангельску 06.04.2023 Селиванову А.А. установлена обязанность являться на регистрацию в ОП № 5 УМВД России по г.Архангельску в первую среду каждого месяца с 09:00 часов до 13:00 часов и с 14:00 часов до 18:00 часов. С графиком Селиванов А.А. ознакомлен под подпись 06.04.2023. В этот же день Селиванову А.А. объявлено предупреждение о необходимости соблюдения всех установленных в отношении него административных ограничений, а также о возможном продлении административного надзора в связи с совершением им в течении одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Вместе с тем Селиванов А.А. совершил более двух административных правонарушения, посягающих на здоровье населения и общественную нравственность, против порядка управления в течение одного года, исчисляемого со дня совершения первого административного правонарушения, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности:
постановлением мирового судьи судебного участка №4 Соломбальского судебного района г. Архангельска от 05.06.2023 по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, назначены обязательные работы на срок 20 часов (дело 5-191/2023);
постановлением мирового судьи судебного участка №4 Соломбальского судебного района г. Архангельска от 05.06.2023 по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, назначены обязательные работы на срок 20 часов (дело 5-190/2023);
постановлением мирового судьи судебного участка №4 Соломбальского судебного района г. Архангельска от 05.06.2023 по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, назначены обязательные работы на срок 20 часов (дело 5-189/2023);
постановлением мирового судьи судебного участка №4 Соломбальского судебного района г. Архангельска от 05.06.2023 по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, назначены обязательные работы на срок 20 часов (дело 5-188/2023);
постановлением врио начальника отдела полиции №5 УМВД России по г.Архангельску от 25.07.2023 по части 1 статьи 20.20 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 540 рублей;
постановлением врио начальника отдела полиции №5 УМВД России по г.Архангельску от 25.07.2023 по части 1 статьи 6.24 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 510 рублей;
постановлением мирового судьи судебного участка №4 Соломбальского судебного района г. Архангельска от 08.09.2023 по части 1 статьи 19.24 КоАП РФ, назначен административный арест на срок 6 суток;
постановлением врио начальника отдела полиции №5 УМВД России по г.Архангельску от 01.08.2023 по части 1 статьи 20.20 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 550 рублей;
постановлением мирового судьи судебного участка №4 Соломбальского судебного района г. Архангельска от 12.09.2023 по части 1 статьи 19.24 КоАП РФ, назначен административный арест на срок 10 суток;
постановлением мирового судьи судебного участка №4 Соломбальского судебного района г. Архангельска от 08.09.2023 по части 3 статьи 19.24 КоАП РФ, назначен административный арест на срок 5 суток.
Штрафы до настоящего времени не оплачены.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего иска срок, указанный в статье 4.6 КоАП РФ, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, в отношении административных правонарушений, на которые ссылается административный истец, не истек, указанные выше административные правонарушения подлежат учету.
Согласно справке-характеристике УУП отдела полиции №5 УМВД России по г. Архангельску от 27.09.2023 Селиванов А.А. по месту жительства характеризуется отрицательно, не работает.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случае продления срок административного надзора начинает исчисляться со дня, следующего за днем истечения срока ранее установленного административного надзора. Необходимо учитывать, что срок административного надзора не может быть свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за исключением назначения административного надзора лицам, указанным в части 2.1 статьи 3 Закона.
Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что срок погашения судимости Селиванова А.А. истечет не ранее 16.11.2024, решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 31.01.2023 установлен административный надзор сроком на 1 год, то есть по 14.02.2024 включительно, срок, на который административному ответчику продлевается административный надзор на 6 месяцев по настоящему делу следует исчислять с 15.02.2024 и по 14.08.2024 включительно.
Разрешая требования в части установления дополнительного административного ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком, суд исходит из того, что в силу пункта 1 части 2 статьи 4 Закона об административном надзоре установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным, при этом дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу) (пункт 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15).
Таким образом, в отношении Селиванова А.А., как лица имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, и совершившего более двух административных правонарушений против порядка управления и посягающих на здоровье населения и общественную нравственность, имеются правовые основания для продления срока административного надзора и установления дополнительных ограничений.
Учитывая заключение прокурора, с учетом сведений характеризующих поведение Селиванова А.А. после освобождения из мест лишения свободы (характеризуется отрицательно), суд признает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, поскольку продление срока и установление поднадзорному лицу дополнительного административного ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, является необходимым и в настоящее время достаточным для достижения целей предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания на Селиванова А.А. индивидуального профилактического воздействия.
Установление дополнительного административного ограничения в отношении Селиванова А.А. не свидетельствует о нарушении его конституционных прав, поскольку временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, установлено федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов прав и согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных целей и не являются чрезмерными. Административный надзор не является продолжением уголовного наказания либо дополнительным наказанием, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений с его стороны путем систематического наблюдения за ним и оказания на него индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел.
Суд отмечает, что в соответствии со статьей 10 Закона № 64-ФЗ Селиванов А.А., как поднадзорное лицо в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 272 - 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 31.01.2023 ░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 14.08.2024 ░░░░░░░░░░░░.
░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 15.02.2024.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 2 (░░░) ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 06.04.2011 № 64-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 19.24 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░; ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 314.1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23.10.2023.