УИД: 50RS0<номер>-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2024 года <адрес> МО
Раменский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Камшилиной И.А.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <номер>а-2541/24 по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, межмуниципальному отделу по <адрес> и <адрес> Управления Росреестра по <адрес> о признании незаконными отказы, обязании осуществить государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к межмуниципальному отделу по городу Жуковский и <адрес> Управления Росреестра по <адрес> и просит признать незаконными отказы Росреестра № КУВД-001/2023-50498626/9 и №КУВД-001/2023-50495983/9; обязать ответчика осуществить кадастровый учет и зарегистрировать право собственности в отношении нежилых помещений:
- нежилое помещение, площадью 21,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, сельское поселение Островецкое, <адрес>, Подмосковная, 34;
- нежилое помещение, площадью 74,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, сельское поселение Островецкое, <адрес>, Подмосковная, 35.
В обоснование иска указав, что на основании решения Раменского городского суда за ней признано право собственности на нежилые помещения. Решением от <дата>г. №КУВД-001/2023-50498626/9 истцу было отказано в регистрации с формулировкой: сведения об объекте недвижимости, необходимые для подготовки технического плана, могут быть запрошены в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ст.57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства РФ от <дата> <номер> «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности». Поступивший технический план подготовлен в противоречие части 10 ст.24 Закона о регистрации (в техническом плане отсутствуют обоснование подготовки технического плана на основании декларации, в том числе отсутствует информация о мерах, предпринятых кадастровым инженером для получения указанной документации, факте ее утраты с указанием ответов уполномоченных органов). Графическая часть технического плана помещения, машино-места, а при отсутствии этажности у здания или сооружения- план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения таких помещения, машино-места), части 6 ст.24 Закона о регистрации (местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения). Решением №КУВД-001/2023-50495983/9: перечень документов, на основании которых может быть подготовлен технический план помещения, установлен частью 10 статьи 24 Закона о регистрации, пунктом 21.20 Требования к подготовке технического плана (приказ Росреестра от <дата> №П/0082), которым в том числе является проектная документация. Только в случае отсутствия необходимых документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Сведения об объекте недвижимости необходимые для подготовки технического плана, могут быть запрошены в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ст.57 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в техническом плане отсутствует обоснование подготовки технического плана на основании декларации, в том числе отсутствует информация о мерах, предпринятых кадастровым инженером для получения указанной документации, факте ее утраты с указанием реквизитов ответов уполномоченных органов). Считаю отказы незаконными по следующим основаниям: помещения в многоквартирном доме сданы в эксплуатацию в 2014г. Указанные многоквартирные дома поставлены на кадастровый учет. К заявлению в Росреестр были представлены: разрешение на строительство, разрешение на ввод домов в эксплуатацию, обращение заявителя к застройщику с требованием предоставить проектную документацию- получен отказ, обращение заявителя в управляющую компанию с требованием предоставить проектную документацию- получен отказ, обращение в Министерство жилищной политики с требованием предоставить проектную документацию- получен отказ. В связи с отсутствием у истца технического плана всего дома, кадастровым инженером были обмерены помещения и составлены (изготовлены технический план и декларации помещений).
В судебном заседании представитель административного ответчика межмуниципального отдела по городу Жуковский и <адрес> Управления Росреестра по <адрес> исковые требования не признала и пояснила, что <дата>г. №КУВД-001/2023-50498626 и №КУВД-001/2023-50495983 были представлены заявления и документы об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Раменский р-он, с.<адрес>, д. Островцы, <адрес>,35. Перечень документов, на основании которых может быть подготовлен технический план помещения, установлен ч.10 ст.24 Закона о регистрации, п.21.20 Требований к подготовке межевого плана (приказ Росреестра от 15.03.2022г. №П/0082), которым в том числе является проектная документация. Только в случае отсутствия необходимых документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Сведения об объекте недвижимости, необходимые для подготовки технического плана, могут быть запрошены в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ст.57 Градостроительного кодекса РФ. Поступивший технический план подготовлен в противоречии ч.10 ст.24 Закона о регистрации (в техническом плане отсутствует обоснование подготовки технического плана на основании декларации, в том числе отсутствует информация о мерах, предпринимаемых кадастровым инженером для получения указанной документации, факте ее утраты с указанием реквизитов уполномоченных органов). Графическая часть технического плана не соответствует требованиям ч.4 ст.24 Закона о регистрации. <дата>г. регистрационные действия были приостановлены. <дата>г. в связи с не устранением причин приостановления было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Ответчик представитель Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст. 289 КАС РФ, дело постановлено рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о рассмотрении дела.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 <дата>г. обратилась в межмуниципальный отдел по <адрес> и <адрес> Управления Росреестра по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на помещения, расположенные по адресу: <адрес>, с.<адрес>, д.Островцы, <адрес>,35.
Уведомлением от <дата> N КУВД-001/2023-50498626/2 была приостановлена государственная регистрация права, в целях предоставления технического плана.
Уведомлением от <дата> N КУВД-001/2023-50495983/2 была приостановлена государственная регистрация права, в целях предоставления технического плана.
Поступивший технический план подготовлен в противоречии ч.10 ст.24 Закона о регистрации (в техническом плане отсутствует обоснование подготовки технического плана на основании декларации, в том числе отсутствует информация о мерах, предпринимаемых кадастровым инженером для получения указанной документации, факте ее утраты с указанием реквизитов уполномоченных органов).
Уведомлением от <дата>г. N КУВД-001/2023-50498626/9 и N КУВД-001/2023-50495983/9 отказано в государственной регистрации права.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоит, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении гос государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 29 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с пунктами 5, 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступивший в законную силу судебный акт, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Перечень документов, на основании которых может быть подготовлен технический план помещения, установлен ч.10 ст.24 Закона о регистрации, п.21.20 Требований к подготовке межевого плана (приказ Росреестра от 15.03.2022г. №П/0082), которым в том числе является проектная документация.
Сведения об объекте недвижимости, необходимые для подготовки технического плана могут быть запрошены в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ст.57 Градостроительного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 13.03.2020н. <номер> «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
Как следует из искового заявления истец обращалась в к застройщику с требованием предоставить проектную документацию, а также в управляющую компанию и Министерство жилищной политики, но везде получила отказ.
В материалы дела представлен ответ ООО «Мособлинжстрой» за подписью генерального директора ФИО3 об отсутствии проектной документации на многоквартирный дом. Однако данный ответ подписан неуполномоченным лицом, т.к. согласно определения Арбитражного суда <адрес> от <дата>г. в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО «Мособлинжстрой» конкурсным управляющим является ФИО4
Ответ ООО «Островецкое Сервис» подтверждает отсутствие проектной документации у управляющей компании.
Административным истцом не представлено доказательств, что им были предприняты все меры для получения проектной документации.
Также в техническом плане отсутствует обоснование не предоставления проектной документации, ответов уполномоченных органов.
Также графическая часть плана не соответствует ч.4 и ч.6 ст.24 Закона о регистрации.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 названного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.
Указанные сведения, как следует из статьи 24 названного закона, содержатся в техническом плане. Последний состоит из графической и текстовой частей и представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В графической части технического плана помещения отображается план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения (часть 4 статья 24 Закона N 218-ФЗ). При этом подпункт 37 пункта 3.5 Порядка предусмотрено, что при описании местоположения помещения указывается описание местоположения помещения в пределах этажа (этажей) или в пределах здания или сооружения, или в пределах соответствующей части здания или сооружения в объеме сведений, предусмотренных техническим планом помещения, техническим планом здания, сооружения.
В текстовой части технического плана, как следует из части 10 статьи 24 названного Федерального закона, указываются в том числе сведения о площади помещения, его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения. Более подробный перечень из 17 пунктов основных сведений в отношении помещения, подлежащих внесению в ЕГРН, содержится в подпункте 35 пункта 3.5 Порядка.
Таким образом, для осуществления кадастрового учета помещения государственному регистратору необходимо внести в ЕГРН основные и дополнительные сведения о таком объекте недвижимости, которые в упорядоченном виде представляются в орган регистрации прав в виде технического плана.
Действительно, решение суда является одним из оснований для осуществления в том числе государственного кадастрового учета, однако в соответствии с подпунктами 2, 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 5 пункта 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации.
Решение суда не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приложением N 1 к приказу Минэкономразвития России от <дата> N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Учитывая, что истцом не были устранены нарушения, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №░░░░-001/2023-50498626/9 ░ №░░░░-001/2023-50495983/9, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.04.2024░.