адм. дело № 2а–740/2024
УИД 56RS0007-01-2024-001050-59
Определение
8 мая 2024 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи М.Н.Макуровой,
при секретаре Ю.В.Мастяевой,
с участием представителя административного ответчика Ломакина П.В., представителя заинтересованного лица Кузнецова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» к администрации Бугурусланского района Оренбургской области о признании незаконным постановления администрации Бугурусланского района Оренбургской области от 17.01.2024 № 34-П об установлении публичного сервитута в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,
установил:
Государственное учреждение «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (далее – ГУ «ГУДХОО») обратилось в суд с административным иском к Администрации Бугурусланского района Оренбургской области, указывая на то, что 02.04.2024 года в адрес административного истца поступило обращение АО «Транснефть-Приволга» о подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Публичный сервитут предоставлен постановлением администрации Бугурусланского района Оренбургской области от 17.01.2024 № 34-п, вступившем в силу со дня его подписания и размещенным на официальном сайте муниципального образования «Бугурусланского района в сети «Интернет».
Автомобильная дорога Подъезд к с.Баймаково от автодороги Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск является собственность Оренбургской области, находится в оперативном управлении ГУ «ГУДХОО», и относится к автодорогам межмуниципального значения. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в границах полосы отвода указанной автомобильной дороги и предоставлен ГУ «ГУДХОО» на праве постонного (бессрочного) пользования.
Согласно п.2.24 и п.2 Постановления администрации Бугурусланского района Оренбургской области от 17.01.2024 № 34-п публичный сервитут установлен в отношении частей земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в целях складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений(включая ограждения, бытовки, навесы) и строительной техники, что противоречит нормам Федерального закона № 257-ФЗ, прямо влияет на безопасность дорожного движения.
Просит признать незаконным постановление администрации Бугурусланского района Оренбургской области от 17.01.2024 № 34-п об установлении публичного сервитута в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
В предварительном судебном заседании судом поставлен на обсуждение вопрос о передаче административного дела по подсудности в Арбитражный суд Оренбургской области.
Представитель административного ответчика Ломакин П.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представитель заинтересованного лица Кузнецов Д.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражали против передачи дела по подсудности в Арбитражный суд Оренбургской области.
Представитель административного истца не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. На основании ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Подсудность дел, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы (постановление от 16 марта 1998 года N 9-П, определения от 11 июля 2006 года N 262-О и от 15 января 2009 года N 144-О-П, постановление от 21 января 2010 года N 1-П).
В силу правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 3-П, правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда.
Согласно части 2.1 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" отмечено, что рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежат экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (§ 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2.1 статьи 27 КАС РФ.
Аналогичные разъяснения содержатся в ответе на вопрос N 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2019 года.
С учетом пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", вид судопроизводства и процессуальный порядок рассмотрения дела, в котором подлежат защите права, свободы и законные интересы гражданина или организации, определяются судом в зависимости от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой а не от избранной им формы обращения.
Принимая во внимание, что административным истцом оспаривается постановление администрации Бугурусланского района об установлении публичного сервитута в части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> принятое в интересах АО «Транснефть-Приволга» в целях складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и строительной техники (п.2 постановления № 34-п от 17.01.2024), т.е. связано с осуществлением последним предпринимательской деятельности, административный истец является юридическим лицом, суд приходит к выводу о том, что данный спор вытекает из экономических правоотношений, в связи с чем подлежит рассмотрению Арбитражным судом Оренбургской области в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 27, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.01.2024 № 34-░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░ 2024 ░░░░.