дело № 2а-2200/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2019 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Байчорова Р.А.,
при секретаре Коротковой А.А.,
с участием прокурора Евлановой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Акимова Сергея Владимировича к Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области № 83/8-5 от 09 марта 2019 года об отказе в регистрации Акимова Сергея Владимировича, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Солнечногорск по одномандатному округу № 2 на выборах, назначенных на 14 апреля 2019 года, обязании принять решение о регистрации кандидатом в депутаты,
У С Т А Н О В И Л:
Акимов С.В. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области № 83/8-5 от 09 марта 2019 года об отказе в регистрации Акимова С.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Солнечногорск по одномандатному округу № 2 на выборах, назначенных на 14 апреля 2019 года, обязании принять решение о регистрации кандидатом в депутаты.
В обоснование административного иска указал, что 09 марта 2019 года Территориальная избирательная комиссия Солнечногорского района Московской области отказала ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Солнечногорск по одномандатному избирательному округу № 11. Основанием для принятия данного решения послужили результаты проверки 10 подписных листов, содержащих 44 подписи избирателей, которые были оформлены в соответствии с требованиями законодательства и представлены им в Территориальную избирательную комиссию Клинского района для регистрации. Результат проверки подписей избирателей содержится в итоговом протоколе о результатах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, где, в частности, указано, что в ходе проверки две подписи были признаны недействительными, так как имелись неоговоренные исправления.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске доводам.
Представители административного ответчика возражали против заявленных требований, пояснив, что решение Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области от 9 марта 2019 года принято в точном соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», никаких нарушений закона при этом не имеется.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих лиц, заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
К числу оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится и недостаточное количество достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).
Аналогичные положения в отношении отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктом 8 части 24 статьи 30 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в статье 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно этому порядку подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме (пункт 6). Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума (пункт 11). Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.
Аналогичные положения в отношении порядка сбора подписей предусмотрены частями 3, 5 статьи 29 названного Закона Московской области.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2). Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей; проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия); к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов; заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей; заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (пункт 3). По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1). Недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме; все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата,(подпункт з п.6.4),подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, в этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи; подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункты «б», «в», «г» пункта 6.4).
Аналогичные положения содержатся в статье 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Судом установлено, что решением ТИК Солнечногорского района от 28 января 2019 г. № 69/10-5 утверждено количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списка кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск, назначенных на 14 апреля 2019 года, в том числе, по избирательному округу №11 в количестве 40 подписей, максимальное количество представляемых подписей 44.
Решением ТИК Солнечногорского района от 28 января 2019 года № 69/1-5 утверждены схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Солнечногорск.
09 марта 2019 года решением Территориальной избирательной комиссией Солнечногорского района Московской области отказано Акимову С.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Солнечногорск по одномандатному избирательному округу № 11.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписных листов в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования должны быть оформлены кандидатами согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с примечаниями к приложению №8 к Федеральному закону текст подстрочников, а также примечание и сноски в изготовленном подписном листе могут не воспроизводиться, однако отсутствует разрешение на изменение текста подстрочников.
В данном случае Акимов С.В. изменил содержание подстрочника, удалив из него дату рождения в данных лица, осуществляющего сбор подписей.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону.
Таким образом, все подписи, представленные Акимовым С.В. являются недействительными также по этим основаниям.
Согласно части 1 статьи 29 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» и решением Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области № 69/10-5 от 28.01.2019 года количество подписей избирателей необходимое для регистрации по одномандатному избирательному округу № 11 составляет не менее 40 подписей избирателей, максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, 44. Кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Солнечногорск Акимовым С.В. представлено 47 подписей избирателей, соответственно, 3 последние не учитываются.
Согласно итоговому протоколу проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Солнечногорск по одномандатному избирательному округу №11 Акимовым С.В., выявлено 2 недостоверных и недействительных подписей от общего количества подвергшихся проверке 44 подписей. Количество подписей, признанных достоверными, составило 42 подписи.
В соответствии с пунктом 7 части 14 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
Так, в подписном листе № 1 в подписи № 4 в графе «Серия и номер паспорта...» имеется неоговоренное исправление в серии паспорта избирателя; в подписном листе № 4 в подписи № 4 в графе «Серия и номер паспорта...» имеется неоговоренное исправление в серии паспорта избирателя.
Таким образом, указанные 2 (две) подписи являются недействительными, поскольку имеют неоговоренные исправления.
Также установлено, что во всех десяти подписных листах, представленных кандидатом Акимовым С.В., в заверительной надписи отсутствуют данные о дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей.
В соответствии с п. 8 ч. 14 ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» недействительными признаются все подписи избирателей в подписных листах, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей указаны в подписном листе не в полном объеме.
Таким образом, Территориальной избирательной комиссией Солнечногорского района Московской области правомерно признаны все 44 учитываемые комиссией подписи недействительными.
Вышеизложенное нашло свое подтверждение заключением по проверке подписных листов № 44 от 2 марта 2019 года, обозреваемыми подписными листами, копии которых приобщены к материалам дела.
Никаких доказательств, опровергающих вышеизложенное, административным истцом в материалы дела не представлено.
Приведенный административным истцом довод о незаконности проведения проверки подписей является голословным, поскольку опровергается представленными в дело письменными доказательствами, отвечающими требованиям вышеназванного Федерального Закона.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности оспариваемого решения ТИК об отказе Акимова С.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Солнечногорск ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации по одномандатному избирательному округу №11, что является основанием отказа в регистрации кандидата в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 83/8-5 ░░ 09 ░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 18 ░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.