Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1182/2023 ~ М-1029/2023 от 22.03.2023

№ 50RS0046-01-2023-001181-61

Дело № 2а-1182/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 11 мая 2023 года.

Мотивированное решение составлено 24 мая 2023 года.

г. Ступино Московской области 11 мая 2023 года

Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Австриевских А.И., при секретаре Малинине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельниковой Татьяны Сергеевны к администрации городского округа Ступино Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Ступино Московской области о признании незаконным решениеоб отказе в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности по принятию решения о предоставлении в собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Мельникова Т.С. обратилась в суд с административным исковым заявление,уточненным в ходе судебного разбирательства (л.д.151-152), администрации городского округа Ступино,Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Ступино Московской области в котором, проситпризнать незаконным решение администрации городского округа Ступино от ДД.ММ.ГГГГ № № отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведении торгов, в собственность за плату без проведения торгов»; обязать администрацию городского округа Ступино принять решение о предоставлении Мельниковой Т.С. в собственность земельного участкаплощадью 717 кв.м.,с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов; обязать Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Ступино подготовит проект договора купли-продажи земельного участка площадью 717 кв.м.,с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.

Свои требования административный истец обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа Ступино Московской области и Мельниковой Т.С. был заключен договор аренды земельного участка,заключаемый по результатам проведения торгов №4946. В соответствии с пунктом 1.1 вышеуказанного договора земельный участок имеет вид разрешенного использования — для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), категория земель - земли населенных пунктов. Перед началом строительства индивидуального жилого дома истцом через портал государственных услуг Московской области было направлено уведомление о начале строительства, где отражена площадь застройки, сведения об отступах от границ земельного участка и иные параметры. Согласно ответа/уведомления администрации городского округа Ступино Московской области принято положительное решение о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке. В соответствии с п.п. 16, 16.1 ст. 55 ГрК РФ истцом было подано уведомление об окончании строительства жилого дома. Также истцом было получено заключение Главного управления культурного наследия Московской области, в котором отсутствуют какие-либо запреты и ограничения по строительству индивидуального жилого дома. Мельникова Т.С. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010306:699, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в муниципальной собственности. Ответчиком было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № № отказе в предоставлении государственной услуги с указанием следующих оснований: согласно фотоматериалам, на земельном участке расположен объект вспомогательного назначения, таким образом, цель предоставления земельного участка не достигнута. Истец считает принятое решение незаконным, поскольку право собственности на жилой дом с кадастровым номером № зарегистрировано в установленном законом порядке и ответчик не вправе произвольно оспаривать назначение жилого дома, в противовес официальным сведениям из ЕГРН.

Представитель административного истца Мельниковой Т.С. – Мусина З.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, подтвердила, настаивала на его удовлетворении с учетом уточнения исковых требований.

Представитель административного ответчика администрации городского округа Ступино Московской области – Морозова Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требования по основаниям изложенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика –Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Ступино Московской области, а также представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области, в судебное заседание не явились; о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом; о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении дела и возражения по иску не представили.

Суд, выслушав объяснения и доводы сторон, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьёй 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободыи законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законам.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами ( ст. 51).

Правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, наделены органы местного самоуправления, которые определяются нормативными актами местного самоуправления. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является первым и основным юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 11ЗК РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Частью 2 ст. 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

В силу ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решения. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Полный перечень оснований, которые могут обусловить собой отказ в предоставлении участка без проведения торгов, зафиксирован в ст. 39.16 действующего Земельного кодекса РФ, в том числе по основаниям п. 14 - разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В соответствии с ч.1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мельниковой Т.С. на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 39,2 кв.м., с кадастровым № расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.30-32).

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым № 717 кв.м., принадлежащем истцу на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пункта 1.3 договора аренды, земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно пункта 4.3.2 договора аренды, арендатор имеет право возводить на земельном участке здания, строения и сооружения.

ДД.ММ.ГГГГ Мельникова Т.С. направила в администрацию городского округа Ступино уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.В уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа Ступино подтвердила соответствие указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности (л.д.28).

Мельникова Т.С. с целью выкупа земельного участка с кадастровым номером №, обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов».

Решением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Мельниковой Т.С. отказано в предоставлении государственной услуги с указанием следующих оснований: согласно фотоматериалам, на земельном участке расположен объект вспомогательного назначения, таким образом, цель предоставления земельного участка не достигнута (л.д.33-34).

Между тем, согласно акта осмотра земельного участка от 08.12.2022г, представленного администрацией городского округа Ступино, на земельном участке с кадастровым номером № расположен жилой дом с кадастровым номером № жилой дом имеет прочную связь с земельным участком, соответствует всем требованиям жилого помещения пригодного к постоянному круглогодичному проживанию; площадь территории застроенной индивидуальным жилым домом составляет более 5% общей площади земельного участка (л.д.94).

Согласно представленному техническому плану здания, построенный объект недвижимости представляет собой одноэтажный жилой дом общей площадью 39,2 кв.м., что соответствует параметрам объекта, содержащимся в выписке из ЕГРН; здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером № (л.д.36-41).

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

По смыслу указанных выше норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 ЗК РФ), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.

Таким образом, на момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка его право собственности на расположенный на этом участке жилой дом было зарегистрировано, в ЕГРН содержались сведения о нахождении указанного объекта индивидуального жилищного строительства на испрашиваемом земельном участке, что в силу статьи 39.20 ЗК РФ обусловливает исключительное право административного истца на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов.

Статьей 39.16 Земельного кодекса РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Указанный перечень является исчерпывающим.

Ответчиками не предоставлено допустимых и достоверных доказательств того, что земельный участок используется не по назначению, а расположенный на указанном земельном участке жилой дом является объектом вспомогательного назначения. Таким образом, решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным и не обоснованным.

При этом, требование истца о возложении обязанность предоставить земельный участок в собственность за плату без проведения торгов, удовлетворению не подлежат, поскольку в силу закона должна быть соблюдена процедура предоставления земельного участка и согласования проекта договора купли-продажи с Межведомственной комиссией Министерства имущественных отношений Московской области.

Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Ступино Московской области является функциональным органом администрации городского округа Ступино Московской области с правом юридического лица и подлежит государственной регистрации в качестве казенного муниципального учреждения в соответствии с федеральным законодательством, что подтверждается также выпиской из ЕГРЮЛ.

Суд не может подменять собой органы, на которые возложена обязанность принять то или иное решение, однако, поскольку действия органа местного самоуправления признаны судом незаконным, исходя из норм частей 5 и 6 статьи 39.17 Земельного кодекса, в качестве способа восстановления нарушенного права, судсчитает необходимым возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Мельниковой Т.С. о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов в отношении земельного участка площадью 717 кв.м.,с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░6 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░6 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ №.

- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 717 ░░.░.,░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>».

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░6 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1182/2023 ~ М-1029/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мельникова Татьяна Сергеевна
Ответчики
Администрация г.о. Ступино Московской области
Комитет по управлению имуществом г.о. Ступино Московской области
Другие
Министерство имущественных отношений Московской области
Суд
Ступинский городской суд Московской области
Судья
Австриевских Анна Игоревна
Дело на сайте суда
stupino--mo.sudrf.ru
22.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2023Передача материалов судье
24.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2023[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
21.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2023Дело оформлено
28.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее