Дело № 2а-69/2024
УИД 75RS0019-01-2023-001166-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2024 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Шмакотиной А.В.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» к судебному приставу-исполнителю Сретенского районного отделения службы приставов УФССП России по Забайкальскому краю Белоносовой М.В., Сретенскому районному отделению службы приставов УФССП России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» (далее – ООО «Тепловодоканал») обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав в обоснование, что постановлением судебного пристава-исполнителя Сретенского районного отделения судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю (далее – Сретенское РОСП) Белоносовой М.В. от 20.11.2023 окончено исполнительное производство №-ИП, возбужденное 21.09.2023 в отношении ООО «Тепловодокаанал» по исполнительному документу № 46 от 18.09.2023, выданному УФНС по Забайкальскому краю на сумму 6 113 828,49 руб. Постановлением этого должностного лица службы судебных приставов 01.12.2023 на возбуждено исполнительное производство №-ИП. Исполнительный документ: постановление судебного пристава-исполнителя № от 18.10.2023, предмет исполнения – исполнительский сбор в размере 344 754,47 руб. по исполнительному производству №-ИП от 21.09.2023. Административный истец указывает, что постановления о возбуждении исполнительного производства от 21.09.2023 и о взыскании исполнительского сбора от 18.10.2023 ему вручено не было. Таким образом, административный истец не был извещен о совершении в отношении него исполнительных действий, а значит не мог нарушить срок для добровольного исполнения исполнительного документа. Административный истец полагает, что поскольку имеет место нарушение административным ответчиком при совершении исполнительных действий порядка, установленного ст. 24 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), применение в отношении ООО «Тепловодоканал» штрафных санкций неправомерно, а значит постановление о возбуждении исполнительного производства от 01.12.2023 № о взыскании исполнительского сбора в размере 344 754,47 руб. является незаконным.
Административной истец просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Сретенского РОСП от 01.12.2023 № о взыскании с ООО «Тепловодоканал» исполнительского сбора; освободить ООО «Тепловодоканал» от взыскания исполнительского сбора в размере 344 754,47 руб., установленного указанным постановлением.
В ходе разбирательства дела административным истцом заявленные требования уточнены. Согласно заявлению об уточнении административных исковых требований от 05.01.2024 ООО «Тепловодоканал» просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Сретенского РОСП № от 18.10.2023 о взыскании с ООО «Тепловодоканал» исполнительского сбора в сумме 344 754,47 руб.; освободить ООО «Тепловодоканал» от взыскания исполнительского сбора в размере 344 754,47 руб., установленного указанным постановлением.
Представители административного истца ООО «Тепловодоканал, административных ответчиков Сретенского РОСП и УФССП России по Забайкальскому краю, заинтересованного лица УФНС России по Забайкальскому краю, а также административный ответчик судебный пристав-исполнитель Сретенского РОСП Белоносова М.В. – в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От представителя административного истца и представителя заинтересованного лица поступило заявление о рассмотрении дела без их участия, от иных участников процесса каких-либо заявлений, ходатайств в суд не поступало.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Изучив материалы административного дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи (ч. 1). Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом (ч. 2).
В силу ст. 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч. 11). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12).
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
В производстве судебного пристава – исполнителя Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Белоносовой М.В. находилось исполнительное производство №-ИП в отношении должника ООО «Тепловодоканал», возбужденное 21.09.2023 на основании исполнительного документа, выданного Управлением Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю – акт органа, осуществляющего контрольные функции № 46 от 18.09.2023 о взыскании с ООО «Тепловодоканал» налогов и сборов, включая пени, в сумме 6 113 828,49 руб.
Постановление о возбуждении исполнительного производства, которым установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения названного постановления – вручено должнику 28.09.2023, что подтверждается копией постановления о возбуждении исполнительного производства от 21.09.2023, на котором имеется подпись в получении указанного постановления сотрудником ООО «Тепловодоканал» именно 28.09.2023.
18.10.2023 судебным приставом-исполнителем Сретенского РОСП Белоносовой М.В. вынесено постановление о взыскании с ООО «Тепловодоканал» исполнительского сбора в размере 344 754,47 руб., основанием для вынесения которого послужило то, что исполнительный документ в установленный для добровольного исполнения срок не исполнен, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения, судебному приставу-исполнителю не представлено, должником не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне его контроля и, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
20.11.2023 исполнительное производство №-ИП окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, то есть в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Изучив доводы административного истца, оценив представленные в их обоснование документы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 3, 6 статьи 16 Закона об исполнительном производстве срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока, действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока. Основание для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (при наличии иных условий для его вынесения) возникает строго в день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленного судебным приставом-исполнителем либо исполнительным документом, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению. Кроме того, необходимо учитывать, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются выходные дни. В этой связи, в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока добровольного исполнения является первый следующий за ним рабочий день (п. 2.3.3 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утв. ФССП России 07.06.2014).
В случае исполнения должником требований исполнительных документов частично до возбуждения исполнительного производства либо частично в срок, установленный для добровольного исполнения, размер исполнительского сбора рассчитывается от суммы, подлежащей фактическому взысканию на день, следующий после окончания срока для добровольного исполнения, то есть с оставшейся части неоплаченной суммы долга. В случае если после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора должником или иными лицами представляются доказательства добровольного погашения части задолженности в установленный судебным приставом-исполнителем срок, данное постановление подлежит изменению в части уменьшения суммы исполнительского сбора, подлежащего взысканию. Постановление о внесении изменений в постановление о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Представленные должником документы, подтверждающие частичное исполнение требований исполнительного документа, приобщаются к материалам исполнительного производства (п. 4.2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утв. ФССП России 07.06.2014).
Из представленных в суд документов следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП от 21.09.2023 вручено должнику 28.09.2023, при этом должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Следовательно, днем окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа в данном случае являлось 05.10.2023, а размер исполнительского сбора необходимо было рассчитать от суммы, подлежащей фактическому взысканию на 06.10.2023.
Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица УФНС России по Забайкальскому краю Елчиевой А.Н. (вх. № 1101 от 21.02.2024) остаток задолженности по исполнительному производству №-ИП по состоянию на 06.10.2023 составлял 2 172 011,99 руб.
Размер исполнительского сбора, рассчитанный от суммы 2 172 011,99 руб., составляет 152 040,84 руб. (7 % от 2 172 011,99 руб.). Именно эта сумма должна была быть указана в постановлении о взыскании исполнительского сбора от 18.10.2023. Вместе с тем, судебным приставом-исполнителем Сретенского РОСП Белоносовой М.В. размер подлежащего взысканию с ООО «Тепловодоканал» исполнительского сбора определен в сумме 344 754,47 руб.
Таким образом, на основании установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что поскольку административный истец в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок добровольно требование исполнительного документа не исполнил, применение меры принуждения в виде взыскания исполнительского сбора является правомерным. Вместе с тем, суд находит обоснованным требование административного истца о признании постановления судебного пристава-исполнителя Сретенского РОСП Белоносовой М.В. о взыскании исполнительского сбора незаконным в части суммы исполнительского сбора. В связи с чем, на Сретенское РОСП подлежит возложению обязанность принять меры по внесению изменений в постановление о взыскании исполнительского сбора от 18.10.2023 в части суммы подлежащего взысканию исполнительского сбора, в котором надлежит указать сумму в размере 152 040,84 руб.
Разрешая требование административного истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора суд учитывает, что административным истцом не представлено доказательств принятия всех мер для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок. При этом, суд принимает во внимание, что сумма задолженности в размере 6 113 828,49 руб. выплачена должником в пределах двухмесячного срока со дня возбуждения исполнительного производства, уплата денежных средств счет погашения задолженности производилась должником добровольно путем их перечисления взыскателю.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что основания для освобождения ООО «Тепловодоканал» от уплаты исполнительского сбора отсутствуют, вместе с тем, с учетом произведенных ООО «Тепловодоканал» действий, направленных на исполнение решения суда, имеются основания для его уменьшения на одну четверть от установленного настоящим решением размера – до 114 030,63 руб. (152 040,84 руб. – 1/4 х 152 040,84 руб.)
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 292-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 152 040,84 ░░░.
░░░░░░░░░ ░░ 1/4 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 114 030,63 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░