Дело №2а-1814/2023 (59RS0027-01-2023-001676-37)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Березовка Пермского края 30 мая 2023 года
Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с.Березовка) в составе: председательствующего - судьи Зориной О.В.,
при секретаре Рязановой Л.Н.,
с участием:
представителя административного истца –Ставицкого А.В.,
представителя административного ответчика – Петровой А.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Березовского района Пермского края, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Березовского муниципального округа Пермского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обустройству контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями закона,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Березовского района Пермского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Березовского муниципального округа Пермского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обустройству контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями закона.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Березовского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами в деятельности администрации Березовского муниципального округа Пермского края, в ходе которой установлено, что в <адрес> Березовского муниципального округа имеется 2 места для накопления твердых коммунальных отходов: <адрес> (2 контейнерных бака), перекресток <адрес> и <адрес> (контейнерный бак). Расстояние для жителей <адрес>, проживающих на улицах <адрес> до ближайшего контейнера для сбора отходов составляет более 200 метров, что является нарушением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21. Кроме того, контейнеры расположены на грунте, что является нарушением пункта 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, п. 2, 3 Правил.
По результатам проведения проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Березовского муниципального округа Пермского края внесено представление. В соответствии с информацией, представленной ДД.ММ.ГГГГ администрацией Березовского муниципального округа, на территории <адрес> организовано 2 места накопления твердых коммунальных отходов: <адрес> (2 контейнера), перекресток <адрес> и <адрес> Березовского муниципального округа Пермского края. Численность жителей в <адрес> составляет 63 человека, в том числе после железнодорожного переезда 37 человек. Расстановку контейнеров каждые 200 метров администрация Березовского муниципального округа считает нецелесообразным.
Таким образом, бездействие администрации Березовского муниципального округа нарушает права и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц, проживающих в <адрес> Березовского муниципального округа Пермского края, а также ставит под угрозу окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов в несанкционированных местах.
В судебном заседании представитель административного истца на заявленных требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - администрации Березовского муниципального округа Пермского края в судебном заседании с заявленными требованиями в целом согласился, однако считает установленный прокуратурой срок до ДД.ММ.ГГГГ недостаточным для исполнения ввиду отсутствия оснований получения субсидии в 2023 году.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ).
Таким образом, признание незаконными действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям городских поселений относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 8 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Судом установлено:
Прокуратурой Березовского района на основании обращения гражданина, проживающего в <адрес> Березовского муниципального округа, проведена проверка исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами в деятельности администрации Березовского муниципального округа Пермского края.
В ходе проведения проверки установлено, что в <адрес> Березовского муниципального округа имеется 2 места для накопления твердых коммунальных отходов: <адрес> (2 контейнерных бака), перекресток <адрес> и <адрес> (контейнерный бак). Расстояние для жителей <адрес>, проживающих на улицах <адрес> до ближайшего контейнера для сбора отходов составляет более 200 метров, что является нарушением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21.
Кроме того, контейнеры расположены на грунте, что является нарушением пункта 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, п. 2, 3 Правил.
По результатам проведения проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Березовского муниципального округа Пермского края внесено представление (л.д.7-10).
В соответствии с информацией администрации Березовского муниципального округа, обустройство контейнерных площадок производится по мере выделения финансирования из федерального и краевого бюджета. На территории <адрес> организовано 2 места накопления твердых коммунальных отходов: <адрес> (2 контейнера), перекресток <адрес> и <адрес> Березовского муниципального округа Пермского края. Численность жителей в <адрес> составляет 63 человека, в том числе после железнодорожного переезда 37 человек. Расстановку контейнеров каждые 200 метров администрация Березовского муниципального округа считает нецелесообразным. (л.д.11).
Согласно акту осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> имеется 2 места для накопления твердых коммунальных отходов, представляющие собой железные контейнеры, расположенные на грунте, крышка для исключения попадания в контейнер атмосферных осадков отсутствует. (л.д.14-18).
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
По пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Этим нормам корреспондирует и предусмотренное Методическими рекомендациями правило о том, что требования к обустройству контейнерных площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 6.12.5.2 Методических рекомендаций).
Основные положения, которые следует соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий, а также требования к площадкам накопления твердых коммунальных отходов установлены санитарными правилами «СанПиН 2.1.3684-21. «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с пунктами 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Данные Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, в частности, что при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства должны соблюдаться санитарные правила.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
По мнению административного истца, бездействие администрации Березовского муниципального округа нарушает права и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц, проживающих в <адрес> Березовского муниципального округа Пермского края, а также ставит под угрозу окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов в несанкционированных местах.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что осуществить мероприятия по обустройству площадок в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ за счет средств местного бюджета невозможно ввиду того, что софинансирование данного мероприятия за счет средств федерального бюджета возможно при направлении заявки в Министерство ЖКХ и благоустройства Пермского края с соблюдением требований Порядка предоставления, распределения и расходования субсидий из бюджета Пермского края, которая направляется не позднее ДД.ММ.ГГГГ, предшествующего году предоставления субсидии. С учетом проведения конкурсных процедур в ДД.ММ.ГГГГ, определением победителя, заключения контракта, а также времени, необходимого для выполнения работ, обустройство площадок в <адрес> возможно в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц – жителей п. Тулумбасы Березовского муниципального округа Пермского края, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с чем, следует признать незаконным бездействие администрации Березовского муниципального округа Пермского края, выразившееся в не обустройстве контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия в <адрес> Березовского муниципального округа Пермского края; на администрацию Березовского муниципального округа Пермского края следует возложить обязанность по обустройству контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия в п. Тулумбасы Березовского муниципального округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░