Дело № 2а-97/2022
УИД: 44RS0011-01-2021-001390-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2022 года с. Парфеньево
Нейский районный суд Костромской области в составе: председательствующего - судьи Размахова В.Н., с участием заместителя прокурора Парфеньевского района Михайлова С.А., при секретаре Кирилловой Е. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Парфеньевского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Парфеньевского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Парфеньевского района на основании ст.39 КАС РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Парфеньевского муниципального округа Костромской области об обязании в срок до 31 декабря 2025 года произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности: на автомобильную дорогу улица Советская, с. Парфеньево Парфеньевского муниципального округа Костромской области, относящуюся к V категории дорог, протяженностью 0,68 км., а также земельный участок расположенный под указанной автомобильной дорогой.
Исковое требование мотивировано тем, что прокуратурой Парфеньевского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности на территории муниципального образования Парфеньевского муниципального округа Костромской области.
В ходе проверки установлено, что в деятельности администрации Парфеньевского муниципального округа Костромской области выявлены нарушения указанного законодательства. Установлено, что на основании Закона Костромской области от 26.04.2021 № 37-7-ЗКО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Парфеньевского муниципального района Костромской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Костромской области» в состав муниципальной собственности Парфеньевского муниципального округа вошли автомобильные дороги собственником которых было Парфеньевское сельское поселение Парфеньевского муниципального района Костромской области.
В муниципальной собственности Парфеньевского муниципального округа среди прочего находится автомобильная дорога улица Советская, с. Парфеньево Парфеньевский муниципальный округ, Костромская область, относящаяся к V категории дорог, протяженностью 0,68 км.
В нарушение требований действующего законодательства администрацией Парфеньевского муниципального округа право муниципальной собственности на указанную автомобильную дорогу не зарегистрировано.
Ссылаясь на нормы Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ГК РФ, ЗК РФ прокурор считает, что отсутствие зарегистрированного права муниципальной собственности лишает права муниципального образования распоряжаться, в том числе и в интересах муниципального образования, данным объектом недвижимого имущества, фактически принадлежащим муниципальному образованию.
Указывают, что принятыми мерами прокурорского реагирования, внесенными 27.02.2020 в адрес главы Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района представления, нарушения не устранены.
В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - глава администрации Парфеньевского муниципального округа Костромской области Соколова Н.Ю. надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, представила в суд письменное заявление, в котором административные исковые требования прокурора признала и ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии с ч.2 ст. 157 КАС РФ, если по административному делу допускается признание административного иска ответчиком, суд разъясняет последствия признания административного иска.
Изучив материалы дела, суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика, поскольку признание иска ответчиком не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и интересы других лиц.
Помимо признания административного иска ответчиком суд учитывает следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе бездействия, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Пунктами 3, 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Из смысла ст. ст.3, 6 ФЗ от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Пунктом 1 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом, согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества, площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества.
В соответствии с ч.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, из чего следует, что автомобильные дороги и земельные участки под ними являются недвижимым имуществом.
Согласно пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В силу пунктов 1,3 статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Статьей 5 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Следовательно, земельный участок является предметом гражданского оборота только в том случае, когда он имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи, то есть в отношении него осуществлен кадастровый учет, он имеет кадастровый номер.
Как указано в приказе Минтранса России от 20.05.2009 N 80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного прав. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Из материалов дела следует, что согласно п. 20 реестра муниципального имущества Парфеньевского сельского поселения по состоянию на 01.01.2020 г. в муниципальной собственности находится автомобильная дорога улица Советская, протяженностью 0,68 км. (л.д.16).
Согласно сведениям из вышеуказанного Реестра государственная регистрация права собственности на указанную автомобильную дорогу не зарегистрирована. Данный факт также подтверждается информационным письмом администрации Парфеньевского сельского поселения от 25.03.2020 № 144 в адрес прокурора (л.д. 10) и административным ответчиком не оспаривается.
В соответствии с Законом Костромской области от 26.04.2021 N 77-7-ЗКО (ред. от 21.05.2021) «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Парфеньевского муниципального района Костромской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Костромской области» муниципальные образования- Парфеньевское сельское поселение, Николо-Поломское сельское поселение, Матвеевское сельское поселение, входящие в состав Парфеньевского муниципального района Костромской области, преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование со статусом муниципального округа- Парфеньевский муниципальный округ Костромской области.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что владение, пользование, распоряжение автомобильными дорогами местного значения, в том числе автомобильной дорогой расположенной улица Советская с. Парфеньево Костромской области входит в компетенцию администрации Парфеньевского муниципального округа Костромской области.
Основываясь на вышеуказанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что не принятие мер администрацией Парфеньевского муниципального округа по государственной регистрации права муниципальной собственности на автодорогу по адресу: улица Советская с. Парфеньево Костромской области является незаконным, поскольку нарушает нормы гражданского законодательства в части необходимости регистрации прав на недвижимое имущество, а также создает предпосылки для нарушения законодательства, регулирующего дорожную деятельность в Российской Федерации.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При таком положении, учитывая отсутствие доказательств надлежащего оформления права муниципальной собственности на автомобильные дороги и земельные участки под ними, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В части требования прокурора обязать администрацию Парфеньевского муниципального округа зарегистрировать право собственности в срок до 31 декабря 2025 года суд считает соответствующим требованиям разумности, объему необходимых мероприятий.
Поскольку прокурор и административный ответчик как орган местного самоуправления от уплаты государственной пошлины как административные истцы и как ответчики освобождены, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, то при разрешении спора данный вопрос судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2025 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
- ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ V ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ 0,68 ░░., ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.