Дело № 2а-574/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Рудых Г.М.,
при секретаре Санжеевой О.В.,
с участием представителя административного истца ИФНС по Центральному району г. Волгограда Заикиной Д.А., административного ответчика Коротковой Е.А., представителя административного ответчика Коротковой Е.А. – Турченкова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде 11 марта 2020 года административное дело по административному иску ИФНС России по Центральному району г. Волгограда к Коротковой Елене Александровне о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по Центральному району г. Волгограда обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, указав, что в соответствии с действующим законодательством Короткова Е.А. является плательщиком транспортного налога. Согласно сведениям регистрирующего органа за налогоплательщиком в период за 2015, 2016, 2017 года числились в собственности транспортные средства: Honda Accord (регистрационный знак №...), Ленд Ровер Рейндж Ровенр (регистрационный знак №...). В соответствии с нормами законодательства на транспортное средство Honda Accord (регистрационный знак №...) был начислен налог в размере 45225 руб., на транспортное средство Ленд Ровер Рейндж Ровенр (регистрационный знак №...) был начислен налог за 2017 год в размере 34 000 руб..
Задолженность по транспортному налогу за период 2015 года составила 15075 руб., за 2016 год составила 15075 руб., за 2017 года составила 49 075 руб., а всего в размере 79225 руб..
В связи с неуплатой причитающихся сумм налога и сбора в установленный законодательством о налогах и сборах срок, налогоплательщику начислена пеня на основании ст. 75 НК РФ за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 в размере 1 117 руб. 05 коп.
Налоговым органом налогоплательщику были направлены налоговое уведомление № 27866118 от 12.07.2018, требование об уплате налога и пени № 836 от 28.01.2019 со сроком уплаты до 19.03.2019, однако, до настоящего времени транспортный налог не был уплачен.
06.06.2019 мировым судьей судебного участка № 119 Волгоградской области было вынесено определение об отмене судебного приказа от 29.05.2019 о взыскании с Коротковой Е.А. в пользу ИФНС России по Центральному району г. Волгограда задолженности по транспортному налогу.
Просит суд взыскать в бюджет с Коротковой Е.А. сумму задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 15 075 руб., за 2016 год в размере 15 075 руб., за 2017 год в размере 49075 руб., пени в размере 1 117 руб. 05 коп., а всего сумму задолженности в размере 80 342 руб. 05 коп. в соответствии с требованием № 836 от 28.01.2019.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС по Центральному району г. Волгограда Заикина Д.А., действующая на основании доверенности поддержала исковые требования, настаивала на удовлетворении.
В судебном заседании административный ответчик Короткова Е.А., ее представитель Турченков А.В., действующий на основании доверенности, возражали против удовлетворения исковых требований, просили отказать.
Суд, выслушав представителя административного истца, административного ответчика, его представителя, исследовав материалы дела, находит заявленный административный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
На основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п. 2, 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статья 357 НК РФ устанавливает, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании пункта 2 указанной статьи сумма транспортного налога, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Законом Волгоградской области от 11.11.2002 № 750-ОД «О транспортном налоге» определяются налоговые ставки в пределах, установленных частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты транспортного налога, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно ст. 1 Закона Волгоградской области «О транспортном налоге» - налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы), свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20,0 руб.
Ставки указанного налога устанавливаются органами местного самоуправления, поскольку в силу ст. 15 НК РФ указанный налог относится к местным налогам.
По смыслу пунктов 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что согласно данным, имеющимся в ИФНС по Центральному району г. Волгограда, в собственности Короткова Е.А. за период 2015, 2016, 2017 года числились в собственности транспортные средства: Honda Accord (регистрационный знак №...), Ленд Ровер Рейндж Ровенр (регистрационный знак №...). В соответствии с нормами законодательства на транспортное средство Honda Accord (регистрационный знак №...) был начислен налог в размере 45225 руб., на транспортное средство Ленд Ровер Рейндж Ровенр (регистрационный знак №...) был начислен налог за 2017 год в размере 34 000 руб..
Задолженность по транспортному налогу за период 2015 года составила 15075 руб., за 2016 год составила 15075 руб., за 2017 года составила 49 075 руб., а всего в размере 79225 руб..
В связи с неуплатой причитающихся сумм налога и сбора в установленный законодательством о налогах и сборах срок, налогоплательщику начислена пеня на основании ст. 75 НК РФ за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 в размере 1 117 руб. 05 коп.
Согласно предоставленному расчету ИФНС по Центральному району г. Волгограда, задолженность Коротковой Е.А. составляет по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 15 075 руб., за 2016 год в размере 15 075 руб., за 2017 год в размере 49075 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога физических лиц за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 в размере 1 117 руб. 05 коп., а всего сумму задолженности в размере 80 342 руб. 05 коп..
В дальнейшем, ИФНС России по Центральному району г. Волгограда Коротковой Е.А. направлялось налоговое уведомление 27866118 от 12.07.2018, требование об уплате налога и пени № 836 от 28.01.2019 со сроком уплаты до 19.03.2019.
При обращении в суд с рассматриваемым административным иском налоговым органом указывалось, что обязанность по уплате транспортного налога за период 2015, 2016, 2017 года Коротковой Е.А. в полном объеме не исполнена.
Вместе с тем, согласно п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, ст. 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что судебным приказом от 29.05.2019 №... с Коротковой Е.А. взыскана задолженность по транспортному налогу в размере 79225 руб., пени в размере 1117 руб. 05 коп. по требованию № 836 от 28.01.2019. Данный судебный приказ отменен определением мирового судьи от 06.06.2019, после чего 13.12.2019 административный истец обратился с рассматриваемым иском в суд.
Из требования № 836 от 28.01.2019 и уведомления 27866118 от 12.07.2018 усматривается, что задолженность по транспортному налогу в размере 79225 руб. сложилась за период 2015, 2016, 2017 годы.
Вместе с тем, в отношении задолженности по транспортному налогу за период 2015, 2016 годы ранее были вынесены судебные приказы, которые были отменены на основании заявления Коротковой Е.А., определением мирового судьи судебного участка № 6 Волгодонского судебного района Ростовской области №... от 07.09.2017, определением мирового судьи судебного участка № 119 Волгоградской области №... от 22.05.2018.
При этом, налоговый орган мог обратится с административным иском в суд в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть не позднее 07.03.2018 и 22.11.2018 соответствено.
Однако, после отмены судебных приказов – 07.09.2017 и 22.05.2018, налоговый орган в установленный законом шестимесячный срок в порядке искового производства в суд не обратился.
Кроме того, в судебном заседании представитель административного истца по данным обстоятельствам суду ничего пояснить не смогла.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетврении требований ИФНС России по Центральному району г. Волгограда о взыскании транспортного налога за 2015 год в размере 15075 руб., за 2016 год в размере 15075 руб. отказать.
При этом, с учетом незначительно пропуска ИФНС России по Центральному району г. Волгограда срока для обращения в суд в порядке искового производства по налоговому периода за 2017 год после отмены судебного приказа 06.06.2019, требования ИФНС России по Центральному району г. Волгограда о взыскании суммы задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 49 075 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога физических лиц за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 в размере 1 117 руб. 05 коп. подлежат удовлетврению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Также необходимо отметить, что исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Поскольку административный истец на основании п. 7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, с Коротковой Е.А. в доход бюджета городского округа – город-герой Волгоград подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1 705 руб. 76 коп..
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 49 075 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 04.12.2018 ░░ 27.01.2019 ░ ░░░░░░░ 1 117 ░░░. 05 ░░░..
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 705 ░░░. 76 ░░░..
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░░░ 15075 ░░░., ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░░░ 15075 ░░░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░