Дело №2а-3204/2023
УИД 50RS0052-01-2023-000201-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 апреля 2023 года г.о. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего Стариковой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Атаевой З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Романьковой ФИО5 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными действий и обязании осуществить государственный кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Романькова А.В. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с уточненным административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными действий и обязании осуществить государственный кадастровый учет.
В обоснование своих требований указала, что уведомлением Щелковского отдела Управления Росреестра по Московской области от 05.07.2021 ей было отказано в государственной регистрации права и постановке на кадастровый учет <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по причине отсутствия государственной регистрации и постановки на кадастровый учет <адрес> по указанному адресу. Кроме того, как указал административный истец уведомление Щелковского отдела Управления Росреестра по Московской области от 05.07.2021 было направлено на ее электронную почту 10.02.2023, и ранее не направлялась, в связи с чем она пропустила срок на подачу административного иска по уважительной причине, так как узнала о нарушении своего права 10.02.2023. Просила суд восстановить ей пропущенный процессуальный срок на подачу административного иска по уважительной причине; решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 05.07.2021 об отказе государственного учета признать незаконным; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права за ней квартиры общей площадью 58,8 кв.м, расположенную на 7 этаже по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Административный истец и его представитель в судебное заседание явились административные исковые требования поддержали, пояснили, что с 12.04.2021 Романькова А.В. находилась в отпуске по беременности и родам, предоставили в суд соответствующую справку с места работы административного истца, а также свидетельство о рождении дочери.
Административный ответчик в судебное заседание нея вился, о времени и месте судебного заседания извещен, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Представители третьих лиц (заинтересованных лиц): Администрации г.о. Щелково в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ходатайствовали о рассмотрении административного производства в свое отсутствие; ООО «СЗ ГК СУ 22» – Манаенков А.С. в судебное заседание явился, представил суду отзыв на иск.
На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом положений ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Изучив доводы административного иска, отзыва на административный иск, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Исходя из положений ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как указано в п. 233 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы, в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта, удостоверяется в:
1) надлежащем оформлении копии судебного акта;
2) вступлении судебного акта в законную силу;
3) наличии в судебном акте сведений об объекте недвижимости, правообладателе и виде подлежащего государственной регистрации права.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
В п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указано, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 утверждены форма технического плана и требования к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, составе содержащихся в ней сведений.
В п. 43 данных требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений указано, что в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включается, в том числе, кадастровый номер иного объекта недвижимости, в пределах которого расположено здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и судом установлено, 29.07.2014 г. между ООО «Группа компаний «Строительное управление 22» и Романьковой А.В. был заключен договор участия в строительстве многоквартирного жилого <адрес>-<адрес> Условия Договора в части оплаты цены передаваемого права по соглашению в размере 2 794 150 рублей административным истцом исполнены в полном объеме. Застройщик передал административному истцу по акту приема передачи квартиры от 22 мая 2015 года объект долевого строительства: квартиру в секции 1, на 7 этаже, условный номер <адрес>, номер квартиры согласно данным БТИ – 140, в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (строительный адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>). По данным технического паспорта здания (строения) №, оформленного ГУП МО МОБТИ по состоянию на 15 декабря 2014 года площадь всех помещений/квартиры (общая площадь объекта долевого строительства) с учетом помещений вспомогательного назначения, в том числе лоджий балконов составляет 58,50 кв.м; общая площадь жилого помещения составляет 57,4 кв.м, из нее жилая площадь 30,3 кв.м, тем самым переданную административному истцу квартиру можно идентифицировать с характеристиками объекта недвижимости (л.д.29-31).
Решением Щелковского городского суда Московской области от 24.09.2019г. за Романьковой (ФИО6 А.В. признано право собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Решение суда вступило в законную силу 29.10.2019г. (л.д. 25-28).
26 марта 2021 года Романькова А.В. обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права и кадастровом учете, приложив к заявлению копию решения суда, а также свидетельство о заключении брака (л.д. 32).
Уведомлением Щелковского отдела Управления Росреестра по Московской области от 05.07.2021 административному истцу было отказано в государственной регистрации права и постановке на кадастровый учет <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по причине отсутствия государственной регистрации и постановки на кадастровый учет <адрес> по указанному адресу (л.д. 33-34).
По информации БТИ Московской области до настоящего момента по адресу: <адрес>, р.<адрес> не осуществлена государственная регистрация, не указан кадастровый номер здания, а именно не поставлен сам дом на кадастровый учет.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 5 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
В силу пункта 2 части 9, части 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд; обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Судом установлено, что Уведомление Щелковского отдела Управления Росреестра по Московской области от 05.07.2021 было направлено на электронную почту административного истца 10.02.2023, ранее не направлялось.
Административный истец указывает, что пропустила срок на подачу административного иска по уважительной причине, так как узнала о нарушении своего права ДД.ММ.ГГГГ. Просила суд восстановить ей пропущенный процессуальный срок на подачу административного иска по уважительной причине.
Судом также установлено, что согласно представленным в дело справкам ООО «Инжиниринг Сервис» от 10.04.2023 № 5 Романькова А.В. с 12.04.2021 находилась в отпуске по беременности и родам и в настоящее время работает на условиях неполного рабочего времени во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет.
Данные обстоятельства судом установлены и сторонами не оспаривались.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об уважительности причин пропущенного процессуального срока на подачу административного иска и его восстановлении.
Из материалов дела также следует, что решением Арбитражного суда Московской области от 28.10.2022 по делу № А41-52258/22 постановлено: «Признать незаконным уведомление Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственном кадастровом учете от 25.08.2022 № № (л.д. 56-58).
Обязать Управление Росреестра по Московской области поставить на кадастровый учет многоквартирный жилой дом «жилой 3-х секционный разноуровневый 12-12-14 этажный дом со встроено-пристроенными помещениями административного назначения» по адресу: <адрес>, <адрес> №, введенного в эксплуатацию Министерством строительного комплекса <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №».
В мотивировочной части решения Арбитражного суда Московской области 28.10.2022 по делу № А41-52258/22 указано, «технически отсутствие технического плана в формате XML не препятствует постановке объекта на кадастровый учет».
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов.
Разрешая спор в части признания незаконным решения государственного органа об отказе в государственном кадастровом учете, суд руководствуясь нормами действующего законодательства, представленными в дело доказательствами, в том числе решением Арбитражного суда Московской области от 28.10.2022 по делу № А41-52258/22, приходит к выводу, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> незаконно отказало административному истцу в государственном кадастровом учете квартиры, расположенной на № этаже по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в связи с чем находит требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░7 – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №№2 ░░ ░░.░░.░░░░░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░8 ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 58,8 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ ░░ 7-░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░.<░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░