Дело № 2а-270/2022
10RS0006-01-2022-000593-79
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 06 сентября 2022 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Снетковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Лахденпохского района Республики Карелия к Администрации Мийнальского сельского поселения Лахденпохского района Республики Карелия о признании бездействия незаконным и понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Прокурор Лахденпохского района Республики Карелия обратился в суд с вышеназванным административным иском.
Административный иск обоснован тем, что прокуратурой Лахденпохского района проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе администрацией Мийнальского сельского поселения Лахденпохского района. Ссылаясь на положения ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 58-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» указал, что проведение диспансеризации муниципальных служащих направлено на предотвращение развития заболеваний, их распространения среди других людей. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 984н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения. В соответствии с пп. 3-7, 17 Порядка, диспансеризация осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности. Диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований. Диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем). Для прохождения диспансеризации представителя нанимателя (работодателя) составляет письменный список муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение. Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма № 001-ГС/у). Данное заключение приобщается к личному делу муниципального служащего в соответствии с Положением о персональных данных государственного гражданского служащего и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2005 № 609. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона, диспансеризация муниципальных служащих администрации Мийнальского сельского поселения в 2020-2021 гг. и по настоящее время не проводилась, договор с медицинской организацией об оказании услуг по проведению ежегодной диспансеризации муниципальных служащих не заключался. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией Мийнальского сельского поселения по организации прохождения диспансеризации муниципальных служащих создает угрозу для жизни и здоровья людей.
Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор Лахденпохского района просил признать бездействие администрации Мийнальского сельского поселения Лахденпохского района по непринятию мер по прохождению диспансеризации муниципальных служащих незаконным; обязать администрацию Мийнальского сельского поселения Лахденпохского района заключить договор об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих с медицинской организацией, обязать администрацию Мийнальского сельского поселения Лахденпохского района организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации Мийнальского сельского поселения Лахденпохского района.
В судебном заседании административный истец прокурор Лахденпохского района Долгов В.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Просил возложить на администрацию Мийнальского сельского поселения обязанность по организации проведения диспансеризации муниципальных служащих администрации Мийнальского сельского поселения, в том числе путем заключения договора об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих, в срок до 01.04.2023.
Представитель административного ответчика - глава администрации Мийнальского сельского поселения Тимина Г.И., иск признала, пояснив, что в бюджете Мийнальского сельского поселения предусматривались денежные средства на проведение диспансеризации муниципальных служащих в 2020-2022 гг., вместе с тем в связи с распространением новой коронавирусной инфекции договоры в 2020—2021 гг. с ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» на проведение диспансеризации муниципальных служащих не заключались. Договор с ГБУЗ РК «Сортавальская ЦРБ» на оказание услуг по проведению ежегодной диспансеризации муниципальных служащих в 2022 году будет заключен в ближайшее время, заявка на заключение договора подана. Не возражала против заявленного прокурором срока организации проведения диспансеризации до 01.04.2023.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ "Сортавальская ЦРБ", извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно положениям ст. 39 Кодекса административного производства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 12).
В силу ч. 4 ст. 46 названного закона диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 6 названной статьи закона предусмотрено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ установлено, что порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Данным законом установлено, что нахождение на муниципальной службе связано с ограничениями, которые муниципальный служащий обязан соблюдать. К таким ограничениям относится наличие заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы и подтвержденного заключением медицинской организации (пункт 10 части 1 статьи 12, пункт 4 части 1 статьи 13).
Несоблюдение установленных законом ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы и муниципальной службы, в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, является основанием для расторжения договора о прохождении службы.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющей основные права и обязанности работника, не предусмотрено прохождение диспансеризации работником за свой счет.
Финансирование муниципальной службы в силу статьи 34 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Нанимателем для муниципального служащего согласно части 2 статьи 2 этого закона является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя.
Таким образом, финансирование диспансеризации осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1), которое на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает порядок прохождения диспансеризации государственного гражданского служащего и муниципального служащего, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также форма заключения медицинского учреждения (п. 5.2.66).
В соответствии с предоставленными полномочиями, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболевания, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» (далее – Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н) утвержден «Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими» (далее – Порядок).
В соответствии с п. 3 Порядка, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика" (далее - медицинское учреждение).
Согласно п. 4 Порядка, диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно.
В соответствии с пунктами 5 - 6 Порядка, диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствие с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком.
Пунктом 7 Порядка установлено, что для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список муниципальных служащих и направляет его до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.
Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма № 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением № 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения (п. 17 Порядка).
В судебном заседании установлено, что согласно решению и.о. прокурора Лахденпохского района Республики Карелия Долгова В.А. от 18.07.2022 № 48 начата проверка деятельности администрации Мийнальского сельского поселения в части исполнения требований законодательства о муниципальной службе и здравоохранении. Основанием для проведения проверки явилось необходимость проверки соблюдения требований законодательства о муниципальной службе, отсутствие проверок по данному направлению с 2020 года.
По результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией Мийнальского сельского поселения в нарушение действующего законодательства диспансеризация муниципальных служащих администрации в 2020-2021 годах не проводилась, договор с медицинской организацией об оказании услуг по проведению ежегодной диспансеризации муниципальных служащих не заключался.
Из ответа ГБУЗ «Сортавальская центральная районная больница» следует, что договор об оказании услуг по проведению ежегодной диспансеризации муниципальных служащих с администрацией Мийнальского сельского поселения Республики Карелия в 2020-2022 годах не заключался. Несмотря на ограничения на плановую амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, в период пандемии за 2020-2022 гг. профилактические осмотры трудовых коллективов проводились в запланированном режиме.
Таким образом, в силу приведенных положений законодательства, организация диспансеризации муниципальных служащих является обязанностью администрации Мийнальского сельского поселения. Вместе с тем, договор на проведение диспансеризации муниципальных служащих не заключался. При этом, в период пандемии профилактические осмотры медицинской организацией проводились в запланированном режиме.
Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение бездействие администрации Мийнальского сельского поселения, выраженное в непринятии мер по прохождению диспансеризации муниципальных служащих. В связи с чем имеются основания для возложения на администрацию Мийнальского сельского поселения обязанности по организации проведения диспансеризации муниципальных служащих администрации Мийнальского сельского поселения, в том числе путем заключения договора об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих в срок до 01 апреля 2023 года.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ 1051002039054, ░░░ 101200530000) ░ ░░░░ ░░ 01.04.2023 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.09.2022.