Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2а-3070/2024 ~ М-2030/2024 от 17.06.2024

Дело № 2а-3070/2024

УИД 44RS0001-01-2024-005680-76

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июля 2024 года                                      г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Дружнева А.В., при секретаре Панове А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зенкина ФИО6 к УФНС России по Костромской области о признании бездействия незаконным,

у с т а н о в и л:

Зенкин В.И. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с рассматриваемым административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие УФНС России по Костромской области, выразившееся в непризнании налоговой задолженности Зенкина ФИО7 (ИНН №) в сумме 48166,33 безнадёжной; обязать УФНС России по Костромской области принять решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности Зенкина ФИО8 (ИНН №) в сумме 48166,33; и возврате списанной суммы 972.91р. В обоснование заявленных требований указано, что Зенкин ФИО9 (далее- Административный истец), в порядке параграфа 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 19.03.2024) "О несостоятельности (банкротстве) (далее- Закон о несостоятельности)", обратился в ОГКУ "МФЦ" с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) во внесудебном порядке, о чём, в порядке действия ст. 223.3 Закона о несостоятельности размещено информационное сообщение Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (https://fedresurs.ru) № от <дата> (далее- Сообщение). Согласно сообщению в реестр кредиторов Административного истца включены в том числе денежные обязательства по обязательным платежам налогам, сборам, иным обязательным платежам, а также недоимкам, штрафам, пени и иным штрафным санкциям) в общей сумме 136 221, 46 рублей. Вышеназванная сумма была взята из данных размещённых в личном кабинете налогоплательщика Административного истца на момент обращения с заявлением в МФЦ. Решением о взыскании от <дата>. № по ст. 48 НК РФ (до настоящего времени административным истцом не получен) представленным в банк для принудительного исполнения в декабре 2023г. ФНС России с Административного Истца взыскиваться денежные средства в счёт уплаты обязательных платежей. До настоящего времени исполнительный документ из банка не отозван. Согласно информационного сообщения, размещенного в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (https://fedresurs.ru), №№ от <дата> (далее- сообщение о завершении) процедура внесудебного банкротства в отношении Административного истца завершена. Задолженность гражданина перед кредиторами, указанными им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, признается безнадежной задолженностью. Согласно уведомления об актуальном отрицательном сальдо ЕНС, подлежащем взысканию в соответствии с решением о взыскании по состоянию на «12» Января 2024г. задолженность административного истца составляет 48 166,33 рублей.

В судебном заседании судом был разрешен вопрос о необходимости оставления административного искового заявления без рассмотрения, по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный истец Зенкин В.И. в судебном заседании относительно оставления административного искового заявления без рассмотрения не возражал.

Представитель административного ответчика УФНС России по Костромской области по доверенности Лисина О.А. в судебном заседании полагала административное исковое заявление подлежащим оставлению без рассмотрения. Административным ответчиком также в материалы дела представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что заявителем не соблюден порядок досудебного урегулирования спора. Из сообщения о возбуждении ОГКУ "МФЦ" процедуры внесудебного банкротства гражданина № от <дата> следует, что данная процедура возбуждена на основании денежных обязательств Зенкина В. И. перед налоговым органом, ПАО "ТГК- 2", ЖЭРСУ-2, Новатек-Кострома, ООО «КостромаСтроИнвест», ФИО5 в общей сумме 228 866,41 руб., из которой задолженность по обязательным налоговым платежам составляла 136 221,46 руб., включающей в себя:

-    налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (основной долг - 53 631,65 руб., пени, штрафы - 10 000 руб.),

-    основной долг по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (основной долг - 53 130,84 руб.)

-    пени за весь период в сумме 19 458,97 руб. При

В связи с принятием налоговым органом решений от <дата>. №, от <дата>. №, от <дата>. № о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, по состоянию на <дата> (дата подачи заявления о внесудебном банкротстве) задолженность Зенкина В. И. перед уполномоченным органом составляла 67 913,36 руб., из них:

-    основной долг по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 29 923,01 руб.;

-    основной долг по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 7 700,23 руб.;

-    пени - 2 290,12 руб.;

-    административные штрафы, установленные Главой 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - 10 000 руб.

На основании сообщения о возбуждении процедуры ВБГ уполномоченным органом была приостановлена только сумма задолженности по страховым взносам на ОМС в размере 7 700,23 руб. Пеня на указанную сумму не была приостановлена в связи с массовой проблемой (в настоящее время проводятся мероприятия по актуализации данных). После завершения процедуры внесудебного банкротства (сообщение № от <дата>) приостановленная задолженность по страховым взносам на ОМС в сумме 7 700,23 руб. была списана. В соответствии с п. 2 ст. 223.6 Закона о банкротстве освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, не указанные в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, поэтому долг по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не был приостановлен и в дальнейшем списан уполномоченным органом. По остальной сумме (не попавшей под внесудебное банкротство) были применены меры взыскания в соответствии со ст. 48 НК РФ, вынесены заявления о вынесении судебных приказов № от <дата> на сумму взыскания 17444.47 руб. и № от <дата> на сумму взыскания 38549.62 рублей. Мировым судьей Судебного участка № 32 Свердловского судебного района города Костромы вынесены судебные приказы: № от <дата> на сумму взыскания 17444.47 руб., № от <дата> на сумму взыскания 38549.62 рублей. Указанные судебные приказы должником не отменялись. В соответствии со ст.46 Кодекса Управлением <дата> в АО "АЛЬФА-БАНК" направлено поручение № от <дата> на списание денежных средств со счета Зенкина В.И. на сумму 13518.74 рублей. Списанная со счета налогоплательщика <дата> сумма в размере 972.91 рублей направлена в погашение задолженности (по виду платежа налог за налоговый период 2021). Взысканная сумма распределена в соответствие с п. 8 ст. 45 Кодекса. На основании судебного акта налоговый орган вправе сформировать и разместить в Реестре решений о взыскании, поручение налогового органа о перечислении денежных средств с текущих счетов физических лиц. Инкассовое поручение № от <дата> направлено на счет Зенкина В.И. на основании судебного приказа № от <дата> на сумму 13518.74 рублей. <дата> инкассовое поручение было переформировано на сумму 45008.69 рублей в связи со вступлением в силу судебного приказа № <дата> на сумму 31489.95 рублей. За период времени с <дата> по <дата> в уплату задолженности поступило 972.91 рублей. Отрицательное сальдо по ЕНС по состоянию на <дата> составляет 50729.38, в том числе по виду платежа налог 28950.10 руб., по виду платежа пени 21779.28 рублей. Задолженность образовалась в связи с неполной и несвоевременной оплатой начислений ОПС: за налоговый период 2021 по сроку уплаты <дата> начислено 16404.27 руб., уплачено <дата> 972.91 руб.(16404.27-972.91=15431.36), за налоговый период 2022 по сроку уплаты <дата> начислено 13518.74 рублей. Таким образом, наличие у налогоплательщика отрицательного сальдо является основанием для отказа в возврате поступившей от налогоплательщика в бюджет <дата> суммы 972,91 руб. В случае уточнения заявителем Зенкиным ФИО10 исковых требований и «Признать налоговую задолженность в сумме 48 166,33 руб. безнадежной к взысканию», досудебный порядок не применяется. В случае не уточнения исковых требований и обжалования бездействий налогового органа выразившееся в непризнании налоговой задолженности в сумме 48 166,33 руб. безнадежной к взысканию - процедура досудебного производства обязательна. Следовательно, заявитель имеет право обратиться в суд только после досудебного обжалования.

Выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений ч. 3 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

Статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В силу п. 1 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Пунктом 1 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 1209-0, статья 138 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающая обязательный досудебный порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, обусловлена целью обеспечить баланс публичного и частного интересов, исключить необходимость обращения заявителей в суд при наличии возможности устранения нарушения их прав вышестоящим налоговым органом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, досудебный порядок урегулирования спора направлен на оперативное разрешение конфликтов непосредственно в уполномоченных государственных органах, и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающий конституционное право на судебную защиту (определения от 16 ноября 2000 года N 238-0 и от 23 октября 2014 г. N 2481-0). С учетом изложенного, само по себе введение данной процедуры, в рамках которой вышестоящий налоговый орган имеет возможность устранить допущенные нижестоящими налоговыми органами, их должностными лицами нарушения (при их наличии), не может расцениваться как несовместимое с правом каждого на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство.

Из содержания предъявленных административным истцом требований усматривается, что он обжалует бездействие налогового органа, при этом, доказательств соблюдения обязательного досудебного порядка - обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке в материалы дела не представлено.

При указанных обстоятельствах административное исковое заявление Зенкина В.И. к УФНС России по Костромской области подлежит оставлению без рассмотрения по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░                                                                                      ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3070/2024 ~ М-2030/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯне соблюден досудебный порядок урегулирования споров
Истцы
Зенкин Валерий Иванович
Ответчики
УФНС России по Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Дружнев Александр Владимирович
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
17.06.2024Регистрация административного искового заявления
17.06.2024Передача материалов судье
17.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2024Судебное заседание
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее