Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2024 года <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> (<адрес>) в составе:
председательствующего судьи Кубасовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Савик С.А.,
с участием:
помощника прокурора <адрес> Полещук А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № по административному иску прокурора <адрес> к администрации <адрес> сельского совета <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации <адрес> сельского совета <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании выполнить действия, в обоснование своих требований указал следующее: прокуратурой <адрес> в ходе проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства в деятельности администрации <адрес> сельского совета <адрес> установлено, что в нарушении норм действующего законодательства, на территории <адрес> сельсовета <адрес> не имеется жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для обеспечения права на временное проживание граждан при переселении из ветхого или аварийного жилья, капитальном ремонте или реконструкции жилых помещений.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором внесено представление главе <адрес> сельского совета <адрес> об устранении нарушений требований законодательства, которое не исполнено до настоящего времени. Бездействие административного ответчика создает угрозу нарушения прав и интересов всех граждан, проживающих на территории поселения, то есть неопределенного круга лиц.
Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по созданию на территории <адрес> сельсовета <адрес> маневренного жилищного фонда; обязать административного ответчика в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный жилищный фонд на территории Светлополянского сельсовета <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Полещук А.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований, содержащиеся в иске доводы поддержала.
Представитель административного ответчика – администрации <адрес> сельсовета <адрес> Андресян Д.Г., в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Кодекс административного судопроизводства РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из названного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в <адрес>» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
На основании части 2 статьи 19, пунктов 1, 4, 9 части 1 статьи 14, пункту 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 95 Жилищного кодекса РФ становлены, случаи предоставления жилых помещений маневренного фонда, которые предназначены для временного проживания граждан: в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (пункт 1); утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (пункт 2); у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3); у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 4).
Согласно Устава <адрес> сельсовета <адрес> Новосибирской к вопросам местного значения, решаемым на территории сельсовета относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также с исполнением иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверкой деятельности администрации Светлополянского сельсовета <адрес> в части исполнения норм жилищного законодательства, в части создания маневренного жилищного фонда на территории сельсовета, в ходе которой установлено, что маневренный жилищный фонд на территории <адрес> сельсовета <адрес> сельсовета отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района главе <адрес> сельсовета <адрес> внесено представление с требованием устранить нарушения законодательства, требования прокурора до настоящего времени не исполнены.
Порядок предоставления жилых помещений маневренного жилищного фонда установлен ст. 106 ЖК РФ.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Таким образом, вопросы создания маневренного жилищного фонда и порядок предоставления жилых помещений этого фонда относится к компетенции исполнительного органа местного самоуправления, которым является муниципальное образование Светлополянского сельсовета <адрес>, в целях обеспечения граждан временным жильем при возникновении перечисленных выше ситуаций, а его отсутствие нарушает гарантированное ст. 40 Конституции РФ право граждан на предоставление маневренного жилья в случаях, предусмотренных законодательством.
Оценив предоставленные сторонами доказательства в соответствии сор ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории <адрес> сельсовета <адрес> <адрес> является незаконным, поскольку создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на его территории, и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения, следовательно, иск прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты по административным делам, являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом мнения сторон, объема предстоящих работ, необходимых для исполнения решения суда, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодексом административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░ №
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №