РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Еланцы 08 ноября 2023 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Аримхеевой А.И.,
с участием административного истца старшего помощника прокурора Ольхонского района Михайловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-377/2023 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Ольхонского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> муниципального образования – администрации сельского поселения об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения - 2 скважин в местности <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Ольхонского района обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> муниципального образования – администрации сельского поселения об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения - 2 скважин в местности <адрес>.
Старший помощник прокурора Ольхонского района Михайлова О.А.исковые требования поддержала по доводам, изложенным в нем, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации <адрес> муниципального образованияв судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, административные исковые требования признает в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, выслушав сторону, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Указанные в административном иске основания суд находит уважительными, достаточными и убедительными для обращения прокурора в суд с административным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесена, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Законом Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями <адрес> закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ.
Из материалов административного дела усматривается, что прокуратурой района в ходе разрешения обращения ФИО3 установлено, что на территории <адрес> муниципального образования имеются 2 объекта водоснабжения (координаты <данные изъяты>), не имеющие собственника: скважины, расположенные в местности <адрес>. Объекты не находятся в частной, муниципальной, областной, федеральной собственности, лицо, ответственное за содержание и обслуживание объектов, не определено.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ольхонского района в адрес главы <адрес> муниципального образования внесено представление о принятии мер по постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку собственник вышеуказанной артезианской скважины отсутствует, данное сооружение не может быть передано на законных основаниях для эксплуатации в организации либо индивидуальным предпринимателям, осуществляющим данный вид деятельности.
Статус указанных сооружений как бесхозяйных, являющихся объектами жизнеобеспечения населения не позволяет осуществлять установленный законодательством контроль качества воды, что создает повышенную опасность для населения, требует принятия мер по передаче скважин в муниципальную собственность для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации закреплённого в ст. ст. 41, 42 Конституции РФ права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
П.13 Порядка установлено, что объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного, в частности, в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом.
Однако администрацией <адрес> муниципального образования в нарушение требований действующего законодательства такие меры приняты не были.
Ненадлежащее исполнение законодательства администрацией <адрес> муниципального образования по оформлению бесхозяйных объектов водоснабжения в муниципальную собственность препятствует получению лицензии на добычу подземных вод, что может оказать негативное воздействие на окружающую природную среду и в свою очередь, повлечь нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также создает реальную опасность санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, обеспечение которого, согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в числе прочего обеспечивается органами местного самоуправления.
Оценив представленные доказательства, в соответствии с требованиями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проанализировав вышеуказанные положения законодательства, суд приходит к выводу о законности требований прокурора и их удовлетворении.
Решая вопрос о взыскании судебных расходов, связанных с рассмотрением административного дела, суд приходит к следующему.
В п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░ №, ░░░░ №) ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - 2 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.11.2023.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░