Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-649/2023 ~ М-559/2023 от 03.08.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2023 года город Кимовск Тульской области

Кимовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Зиновьева Ф.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кучумовой А.А.,

с участием прокурора Борисенко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-649/2023 по административному исковому заявлению Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Борисову Сергею Викторовичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,

у с т а н о в и л:

Кимовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Борисову С.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами и просит прекратить действие права Борисова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серия и номер № категории «В», «В1AS», «М» по состоянию здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами; обязать административного ответчика возвратить водительское удостоверение серия и номер № категории «В», «В1AS», «М» в органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

В обоснование административных исковых требований сослался на то, что в ходе проведения Кимовской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения было установлено, что Борисов С.В. с 18 февраля 2020 года имеет водительское удостоверение серия и номер № категории «В», «В1«AS», «М», сроком действия до 18 февраля 2030 года на право управления транспортными средствами.

С 11 мая 2016 года и по настоящее время Борисов С.В. <данные изъяты>

Однако, согласно «Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности», утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами являются алкоголизм и наркомания.

Таким образом, указывает Кимовский межрайонный прокурор, административный ответчик, страдает заболеванием, при котором управление транспортным средством любой категории противопоказано, поскольку нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантируемые государством, создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

Наличие у Борисова С.В. вышеуказанного заболевания свидетельствует о противопоказании к управлению транспортным средством.

Ссылаясь на положения ст.28 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», считает, что действие права Борисова С.В. на управление транспортными средствами должно быть прекращено.

Данные обстоятельства и явились причиной для обращения в суд.

В судебном заседании прокурор Борисенко В.С. административные исковые требования поддержал в полном объеме по всем основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Борисов С.В., извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, не просил об отложении дела слушанием в свое отсутствие, возражений по существу административных исковых требований не представил.

Заинтересованные лица – УМВД России по Тульской области, ГУЗ «Кимовская центральная районная больница», ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» в судебное заседание своих представителей не направили, извещались надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, суд приходит к следующему.

Согласно ст.101 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Кроме того, положения ч.6 ст.45 КАС РФ определяют не только права лиц, участвующих в деле, но и их обязанность – добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Помимо вышеизложенного суд учитывает то обстоятельство, что информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» заблаговременно размещается на официальном и общедоступном сайте Кимовского районного суда Тульской области в сети Интернет, и стороны, имели объективную возможность ознакомиться с данной информацией.

В силу ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы, изложенные в административном иске, выслушав прокурора Борисенко В.С., исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административные исковые требования Кимовского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.2 Конституций РФ человек, его прав и свободы являются высшей ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г.Вене 08.11.1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Согласно п.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с абз. 3, 5, 6 ст.2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности то участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Участником дорожного движения выступает лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

В силу ст.3 ФЗ №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст.5 Федерального закона № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством постановлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

На основании п.1 ст.23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:

обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;

внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.

На основании п. 8 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ, по результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

На основании п.1 ст.23.1 названного ФЗ-196, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.На основании п.4 ст.23.1 названного ФЗ-196, перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В п.1 ст.26 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся, в том числе, отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.

В соответствии с п.4 ст.25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ право на управление транспортным средством подтверждается соответствующим удостоверением - водительским удостоверением.

По данному делу установлено, что административный ответчик Борисов С.В. с 18 февраля 2020 года имеет водительское удостоверение серия и номер № категории «В», «В1«AS», «М», сроком действия до 18 февраля 2030 года на право управления транспортными средствами.

Согласно справке врача-нарколога ГУЗ «Кимовская ЦРБ» с 11 мая 2016 года и по настоящее время Борисов С.В. <данные изъяты>

Согласно копии амбулаторной карты, Борисов С.В. поставлен на учет <данные изъяты> с 26 сентября 2014 года с диагнозом: «<данные изъяты> С 11 мая 2016 года и по настоящее время Борисов С.В. состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Кимовская ЦРБ» с диагнозом: «<данные изъяты>

Согласно информационному письму главного врача ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер №1» Борисов С.В. <данные изъяты> Снят с диспансерного наблюдения 10 июня 2023 года в связи с отсутствием согласия на организацию диспансерного наблюдения. Наличие данного диагноза у Борисова С.В. является противопоказанием для управления им транспортными средствами.

В судебном заседании в качестве специалиста допрошена врач психиатр-нарколог ГУЗ «Кимовская ЦРБ» ФИО1, подтвердившая наличие выставленного Борисову С.В. диагноза, отрицавшая наличие у Борисова С.В. состояния стойкой ремиссии и его снятие с диспансерного учета врача-нарколога, настаивавшая на том, что наличие данного диагноза у Борисова С.В. является противопоказанием для управления им транспортными средствами.

Суд не имеет оснований усомниться в достоверности показаний специалиста, им придает доказательственное значение.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующим выводам.

    Как усматривается из содержания искового заявления, Кимовским межрайонным прокурором заявлены требования о прекращении действия права Борисова С.В. на управление транспортными средствами в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Административное исковое заявление подано прокурором в пределах полномочий, установленных Законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и КАС РФ.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также иными нормативными правовыми документами, содержащими требования безопасности дорожного движения, которые в обязательном порядке должны применяться и исполняться всеми без исключения организациями и гражданами.

Указанным законом определен порядок получения гражданином специального права на управление транспортным средством.

Согласно ст.24 указанного Федерального закона №196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу положений статей 23, 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» кандидаты в водители в обязательном порядке должны проходить медицинское освидетельствование и переосвидетельствование с целью определения у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В соответствии с п.2.3.2 Правил дорожного движения РФ водитель транспортного средства обязан в установленных случаях проходить проверку знаний и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

    Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации.

    На основании п.6 ст.25 ФЗ-196, российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно абз.2, 4 п.1 ст.28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1604 утверждены Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно которым противопоказанием к управлению являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код F10 - F16, F18, F19), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения. Такая деятельность подлежит прекращению, что направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

В соответствии с приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года №1034н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ», решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: 1) наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости», в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии: подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.

Амбулаторная карта Борисова С.В. и иные медицинские документы, исследованные в судебном заседании, не содержат сведений о том, что на момент судебного разбирательства Борисовым С.В. достигнута стойкая ремиссия в течение трех лет. Административный ответчик вопреки требованиям ст.62 КАС РФ не представил доказательств отсутствия у него противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Таким образом, подтвержденное медицинскими документами заболевание административного ответчика Борисова С.В. в виде синдрома зависимости, вызванного употреблением алкоголя 2 стадии относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих, в связи с чем такая деятельность не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, поскольку ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц. При этом суд отмечает, что в дальнейшем, при доказанности факта стойкой ремиссии, административный ответчик не лишен возможности инициировать вопрос о восстановлении права на управление транспортными средствами.

С учетом изложенного, административные исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Борисову С.В. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ №, ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ – №, ░░░░░░░░░ «░», «░1 (AS)», «░», ░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ №, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ – №, ░░░░░░░░░ «░», «░1 (AS)», «░», ░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2030 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ №, ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-649/2023 ~ М-559/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кимовский межрайпрокурор
Ответчики
Борисов Сергей Викторович
Другие
ГУЗ Кимовская центральная районная больница
Тульский областной наркологический диспансер №1
МОМВД России "Кимовский"
УМВД России по Тульской области
Суд
Кимовский районный суд Тульской области
Судья
Зиновьев Федор Александрович
Дело на сайте суда
kimovsky--tula.sudrf.ru
03.08.2023Регистрация административного искового заявления
03.08.2023Передача материалов судье
08.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2024Дело оформлено
12.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее