Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-75/2024 (2а-1183/2023;) ~ М-934/2023 от 27.06.2023

№ 2а-75/2024 УИД № 44RS0028-01-2023-000985-07 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2024 г.

г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления ФНС России по Костромской области к Смирнову В.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Управление ФНС России по Костромской области (далее - Управление) обратилось в суд административным иском к Смирнову В.В.. Требования обоснованы тем, что Смирнов В.В., ДДММГГГГ года рождения, ИНН № состоит на учете в Управлении в качестве налогоплательщика. По данным УГИБДД по Костромской области налогоплательщику принадлежат (ли) транспортные средства. Расчет транспортного налога производится по следующей формуле: Налоговая база *доля в праве*налоговая ставка (руб.)*количество месяцев пользования объектом - сумма налоговых льгот=сумма налоговая. Исходя из представленной формулы, исчислен транспортный налог в сумме 875,00 руб. В связи с тем, что налог не был уплачен, на сумму недоимки в соответствии с п. 3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 318,32 руб. Всего к уплате по транспортному налогу 1193,32 руб.: налог - 875,00 руб., пени - 318,32 руб. В соответствии с п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) инспекция выставила налогоплательщику требование от 08.11.2015 №, в которых сообщалось о наличии задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. Требование об уплате задолженности не исполнены. Ранее налоговый орган обращался с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье. Однако, в связи с тем, что сроки на взыскание задолженности в судебном порядке были пропущены, мировой судья судебного участка №17 Костромского судебного района Костромской области усмотрел наличие спора о праве и в принятии заявления отказал, о чем было вынесено соответствующее определение от 27.03.2023 г. В силу п. 3 ст. 46 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок для подачи заявления может быть восстановлен судом. По основаниям ст.ст. 31, 48 НК РФ УФНС России по Костромской области просит восстановить пропущенный срок и взыскать со Смирнова В.В. задолженность в общей сумме 1193,32 руб. В случае отказа в восстановлении пропущенного срока на взыскание просят задолженность признать безнадежной к взысканию.

В судебное заседание представитель административного истца УФНС России по Костромской области не явились, извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело без участия их представителя.

Административный ответчик Смирнов В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.

В соответствии сост. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам и сборам.

В соответствии со ст. 14 НК РФ транспортный налог является видом региональных налогов и сборов.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).

Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Костромской области от 28.11.2002 N 80-ЗКО «О транспортном налоге».

Согласно п.п. 1, 4, 5 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1. настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из материалов дела следует, что Смирнов В.В. состоит на учете в инспекции в качестве налогоплательщика. По данным УГИБДД по Костромской области налогоплательщику принадлежат (ли) транспортные средства.

Смирнову В.В. начислен транспортный налог по налоговому уведомлению № от 28.03.2015 в сумме 875,00 руб..

В связи с тем, что налог не был уплачен, на сумму недоимки в соответствии с п. 3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 318,32 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 69, ст. 70 НК РФ инспекция выставила налогоплательщику требование от 08.11.2015 №, в которых сообщалось о наличии задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени.

Требование об уплате задолженности не исполнены.

Согласно абз.1 п. 1 ст. 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

По общему правилу, установленному абз. 1, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Анализ положений ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Таким образом, из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в п.п. 2, 3 ст. 48 НК РФ, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, из положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что общий срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании налогов и пеней исчисляется исходя их трех составляющих: срок для предъявления требований (3 месяца), срок для добровольного исполнения требования и срок для предъявления заявления о взыскании в суд (6 месяцев).

Доказательств соблюдения порядка принудительного взыскания задолженности, предусмотренного ст.ст. 19, 20 Закона N 212-ФЗ и ст.ст. 46, 47 НК РФ суду не представлено, решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика и постановление о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика не принимались. Доказательств обратного налоговой инспекцией не представлено.

На момент обращения налоговой инспекции с административным иском в суд 27.06.2023 установленные ст.ст. 46, 47 НК РФ сроки обращения в суд пропущены.

Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ в обязанность суда входит проверка соблюдения органом, обратившимся с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным от имени государства осуществлять контроль за сбором налогов и уплатой сборов, своевременностью их взимания.

На момент обращения в суд с настоящим административным иском налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности в связи с пропуском установленного шестимесячного срока. Убедительных доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока.

В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска не имеется в связи с пропуском налоговой инспекцией срока обращения в суд и отсутствием оснований для его восстановления.

В силу ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 54 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Предъявленная к взысканию сумма задолженности по налогу и пени признается судом безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом, который с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса, утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 175, 180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░ №) ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1913,32 ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░░░░░░░ 12.02.2024.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-75/2024 (2а-1183/2023;) ~ М-934/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление ФНС России по Костромской области
Ответчики
Смирнов Виктор Васильевич
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Гурьянова О. В.
Дело на сайте суда
kostromskoy--kst.sudrf.ru
27.06.2023Регистрация административного искового заявления
27.06.2023Передача материалов судье
28.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
28.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2023Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2024Дело оформлено
07.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее