Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-331/2023 ~ М-25/2023 от 09.01.2023

Дело № 2а-331/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вязьма                                            8 февраля 2023 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Титовой Е.В.,

при секретаре Захаровой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л. В., МОСП и ОИП УФССП России по Смоленской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее – администрация) обратилась в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование заявленных требований, что в отношении Администрации 5 декабря 2022 года возбуждено исполнительное производство № 67694/22/67048-ИП, в рамках которого судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 5 декабря 2022 года № 67048/22/164443 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области. Администрация принимает бюджетные обязательства о пределах, доведенных до него в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, а процедура увеличения суммы расходов областного бюджета возможна только путем внесения изменений в расходную часть бюджета посредством принятия соответствующего закона представительным органом Смоленской области. Перечисление субвенций осуществляется Департаментом Смоленской области по образованию и науке в течение 30 календарных дней со дня поступления от органов местного самоуправления заявки. После обращения в Департамент Смоленской области по образованию и науке с заявкой данная субвенция была перечислена администрации, Яблонските З. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Таким образом, администрация исполнила решение Вяземского районного суда в полном объеме и не имеется признаков бездействия. Просит суд освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от 5 декабря 2022 года № 67048/22/164443 полностью в размере 50 000 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца - администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Административные ответчики МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика УФССП России по Смоленской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения административного дела.

Заинтересованное лицо Яблонските З., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не явилась, возражений относительно заявленных требований суду не представила.

Согласно ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав – исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе, следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор (пункт 13); совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17).

Исходя из частей 1, 2 и 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Частью 6 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся разъяснения, согласно которым при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Как следует из материалов дела, решением Вяземского районного суда Смоленской области от 9 декабря 2019 года по гражданскому делу № 2-1671/2019 на Департамент Смоленской области по образованию и науке возложена обязанность осуществить за счет средств областного бюджета финансирование исполнения администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Яблонските Зинаиды, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения; на администрацию МО «Вяземский район» Смоленской области возложена обязанность по перечислению денежных средств приобрести Яблонските З. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставить его Яблонските З. по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение суда вступило в законную силу 14 января 2021 года, в отношении должника – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области 17 января 2021 года выписан исполнительный лист серии ФС № 022209043 и направлен в УФССП России по Смоленской области.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от 5 декабря 2022 года возбуждено исполнительное производство            № 67694/22/67048-ИП в отношении должника – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику не устанавливался (л.д. 9).

Суд приходит к выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от 5 декабря 2022 года в установленный законом десятидневный срок должником не обжаловалось, незаконным не признано и не отменено.

Вместе с тем, из решения Вяземского районного суда Смоленской области от 9 декабря 2019 года следует, что администрация обязана исполнить его по перечислению денежных средств из областного бюджета, выделяемых в качестве субвенций. Таким образом, возможность исполнения решения суда была поставлена в зависимость от предоставления из бюджета Смоленской области денежных средств администрации на эти цели.

Департаментом Смоленской области по образованию и науке, осуществляющим перечисление субвенций, денежные средства из областного бюджета на приобретение благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставление его Яблонските З., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, администрации к моменту истечения 5-дневного срока, установленного для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не выделялись. Следовательно, у администрации отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока. Исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Кроме того, администрацией предпринимались необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа, а именно в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке направлялась предварительная заявка на получение субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями органов местного самоуправления муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области. Субвенция была перечислена и согласно договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа № ХХХ от 9 ноября 2022 года администрация предоставила Яблонските З. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 7-8).

Таким образом, решение Вяземского районного суда Смоленской области от 9 декабря 2019 года по гражданскому делу № 2-1671/2019 исполнено.

Суд полагает необходимым отметить, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.

Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

В рассматриваемом случае в действиях администрации отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Кроме того, суд учитывает, что заинтересованным лицом Яблонските З. возражений относительно удовлетворения заявленных требований не представлено.

Ввиду принятия административным истцом мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования суд при разрешении данного административного иска принимает во внимание и наличие такого обстоятельства, как вынесение решения после принятия Закона об утверждении областного бюджета.

Суд приходит к выводу, что административным истцом представлены доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок и кроме того решение суда на момент рассмотрения данного административного дела исполнено.

С учетом установленных по делу обстоятельств, а также принципов справедливости, соразмерности и адекватности, суд удовлетворяет заявленные администрацией требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 5 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 67694/22/67048-░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

            ░░░░░                                ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 10.03.2023

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-331/2023 ~ М-25/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области
Ответчики
МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Лариса Владимировна
Управление Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области
Другие
Вяземская межрайонная прокуратура
Яблонските Зинаида
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Титова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
vyazma--sml.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация административного искового заявления
09.01.2023Передача материалов судье
11.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2023Судебное заседание
08.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2023Дело оформлено
14.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее