Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-493/2023 ~ М-454/2023 от 30.06.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ишим                                           04 сентября 2023 года

        Ишимский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Алексеевой Т.В.,

        с участием:

    помощника Ишимского межрайонного прокурора Дробинина В.О.,

при секретаре Пужининой Н.В.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-493/2023 по исковому заявлению Ишимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Боровского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности по обустройству кладбища,

УСТАНОВИЛ:

Ишимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлено, что на территории кладбища, расположенного по адресу: Тюменская область, Ишимский район, Ишимское сельское участковое лесничество, кв. № 135 (выдел 10), допущены следующие нарушения действующего законодательства: отсутствует стенд с планом кладбища, не обустроена специальная площадка с твердым покрытием для размещения контейнеров, предназначенных для накопления твердых бытовых отходов. В связи с чем, Ишимский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию Боровского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области разместить на территории кладбища, расположенного по адресу: Ишимское сельское участковое лесничество, кв. № 135 (выдел 10), стенд с планом кладбища; обустроить площадку с твердым покрытием для размещения контейнеров, предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов с уклоном для отведение талых и дождевых сточных вод, установить на контейнерной площадке мусоросборники в количестве, определяемом хозяйствующим субъектом в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО; обустроить подъездной путь к специальной площадке.

Определением Ишимского районного суда Тюменской области от 01.08.2023 произведен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник Ишимского межрайонного прокурора Дробинин В.О. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель административного ответчика – Глава Администрации Боровского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Захарова А.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

    Представитель заинтересованного лица Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.

    Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    На основании ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Согласно п. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым федеральным законодательством отнесено утверждение правил благоустройства территории сельского поселения.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Федеральным законом от 10.01.2020 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию,транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно ст. 8.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений вопросы по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, предусмотренные п. 18, 22 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, могут быть закреплены за сельскими поселениями.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В силу ч. 1, 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

        Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 утвержден СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно п. 53 СанПиН 2.1.3684-21 при устройстве кладбища предусматривается разделение территории кладбища, на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений.

В соответствии с п. 65 СанПиН 2.1.3684-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.

            Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо    от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В судебном заседании установлено, и стороной ответчика не оспорено, что в ходе проверки Ишимским межрайонным прокурором исполнения требований федерального законодательства о погребении и похоронном деле, установлено, что на территории Боровского сельского поселения имеется кладбище, расположенное по адресу: Тюменская область, Ишимский район, Ишимское сельское участковое лесничество, кв. № 135 (выдел 10).

На территории указанного кладбища допущены следующие нарушения действующего законодательства: отсутствуют стенд с планом кладбища, специальная площадка с твердым покрытием для размещения контейнеров, предназначенных для накопления твердых бытовых отходов.

Как следует из материалов дела, согласно письму Главы Боровского сельского поселения Захаровой А.А. № 163 от 26.06.2023, на территории кладбищ Боровского сельского поселения Ишимского муниципального района не имеется стенда с планом кладбища, специальной площадки для контейнера с твердым покрытием, что подтверждается фотографиями.

При этом в нарушение требований абз. 3 ч. 1 ст. 2, ст. 8, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 1, п. 1 ст. 8, ст. 8.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1, 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п. 53, 65 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 9.6, 10.18 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2022 администрацией Боровского сельского поселения до настоящего времени не приняты меры по обустройству места погребения. На территории вышеуказанного кладбища отсутствуют стенд с планом кладбища, специальная площадка с твердым покрытием для размещения контейнеров, предназначенных для накопления твердых бытовых отходов.

Таким образом, бездействие Администрации Боровского сельского поселения создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также нарушает права граждан на благополучную окружающую среду.

Организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения, и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, находится в компетенции органов местного самоуправления поселений муниципальных районов.

Таким образом, требования административного истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

С учетом обстоятельств дела, значимости разрешенного судом вопроса, суд полагает обоснованным установить административному ответчику срок для исполнения возлагаемых обязанностей – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным.

    В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем, государственная пошлина взысканию с администрации Боровского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                          РЕШИЛ:

            ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

        ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░. № 135 (░░░░░ 10), ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

        ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.09.2023.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                         ░░░░░░░                ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░                                          ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-493/2023 ~ М-454/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ишимский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Боровского сельского поселения
Другие
Администрация Ишимского муниципального района Тюменской области
Суд
Ишимский районный суд Тюменской области
Судья
Алексеева Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
ishimsky--tum.sudrf.ru
30.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2023Передача материалов судье
07.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2023Подготовка дела (собеседование)
01.08.2023[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
04.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2023Дело оформлено
23.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее