РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ишим 04 сентября 2023 года
Ишимский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Алексеевой Т.В.,
с участием:
помощника Ишимского межрайонного прокурора Дробинина В.О.,
при секретаре Пужининой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-493/2023 по исковому заявлению Ишимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Боровского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности по обустройству кладбища,
УСТАНОВИЛ:
Ишимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлено, что на территории кладбища, расположенного по адресу: Тюменская область, Ишимский район, Ишимское сельское участковое лесничество, кв. № 135 (выдел 10), допущены следующие нарушения действующего законодательства: отсутствует стенд с планом кладбища, не обустроена специальная площадка с твердым покрытием для размещения контейнеров, предназначенных для накопления твердых бытовых отходов. В связи с чем, Ишимский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию Боровского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области разместить на территории кладбища, расположенного по адресу: Ишимское сельское участковое лесничество, кв. № 135 (выдел 10), стенд с планом кладбища; обустроить площадку с твердым покрытием для размещения контейнеров, предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов с уклоном для отведение талых и дождевых сточных вод, установить на контейнерной площадке мусоросборники в количестве, определяемом хозяйствующим субъектом в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО; обустроить подъездной путь к специальной площадке.
Определением Ишимского районного суда Тюменской области от 01.08.2023 произведен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник Ишимского межрайонного прокурора Дробинин В.О. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Глава Администрации Боровского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области Захарова А.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель заинтересованного лица Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.
Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым федеральным законодательством отнесено утверждение правил благоустройства территории сельского поселения.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Федеральным законом от 10.01.2020 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию,транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно ст. 8.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений вопросы по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, предусмотренные п. 18, 22 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, могут быть закреплены за сельскими поселениями.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу ч. 1, 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 утвержден СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно п. 53 СанПиН 2.1.3684-21 при устройстве кладбища предусматривается разделение территории кладбища, на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений.
В соответствии с п. 65 СанПиН 2.1.3684-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В судебном заседании установлено, и стороной ответчика не оспорено, что в ходе проверки Ишимским межрайонным прокурором исполнения требований федерального законодательства о погребении и похоронном деле, установлено, что на территории Боровского сельского поселения имеется кладбище, расположенное по адресу: Тюменская область, Ишимский район, Ишимское сельское участковое лесничество, кв. № 135 (выдел 10).
На территории указанного кладбища допущены следующие нарушения действующего законодательства: отсутствуют стенд с планом кладбища, специальная площадка с твердым покрытием для размещения контейнеров, предназначенных для накопления твердых бытовых отходов.
Как следует из материалов дела, согласно письму Главы Боровского сельского поселения Захаровой А.А. № 163 от 26.06.2023, на территории кладбищ Боровского сельского поселения Ишимского муниципального района не имеется стенда с планом кладбища, специальной площадки для контейнера с твердым покрытием, что подтверждается фотографиями.
При этом в нарушение требований абз. 3 ч. 1 ст. 2, ст. 8, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 1, п. 1 ст. 8, ст. 8.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1, 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п. 53, 65 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 9.6, 10.18 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2022 администрацией Боровского сельского поселения до настоящего времени не приняты меры по обустройству места погребения. На территории вышеуказанного кладбища отсутствуют стенд с планом кладбища, специальная площадка с твердым покрытием для размещения контейнеров, предназначенных для накопления твердых бытовых отходов.
Таким образом, бездействие Администрации Боровского сельского поселения создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также нарушает права граждан на благополучную окружающую среду.
Организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения, и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, находится в компетенции органов местного самоуправления поселений муниципальных районов.
Таким образом, требования административного истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
С учетом обстоятельств дела, значимости разрешенного судом вопроса, суд полагает обоснованным установить административному ответчику срок для исполнения возлагаемых обязанностей – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем, государственная пошлина взысканию с администрации Боровского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░. № 135 (░░░░░ 10), ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.09.2023.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░