УИД № 57RS0027-01-2023-000386-77
Производство № 2а-553/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2023 года г. Орел
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Щукина М.А.,
при помощнике судьи Балашовой М.С.,
с участием представителя административного ответчика Папкина Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла административное дело по административному исковому заявлению Савельева Вячеслава Анатольевича к Управлению Федеральной налоговой службы по Орловской области об отмене акта органа, осуществляющего контрольные функции,
УСТАНОВИЛ:
Савельев В.А. обратился в суд с административными исковыми заявлениями к Управлению Федеральной налоговой службы по Орловской области об отмене акта органа, осуществляющего контрольные функции. В обоснование заявленных требований указал, что 15.02.2018 года ИФНС России по г. Орлу было вынесено постановление № 5268 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, за счет имущества налогоплательщика в общей сумме 5520,36 рублей. Копию указанного постановления, являющегося исполнительным документом, он не получал, поскольку 18.02.2013 года был задержан и взят под стражу, а в период с 15 апреля 2014 года по 17 февраля 2022 года он содержался в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области. С вынесенными налоговым органом постановлениями он не согласен, так как он не был уведомлен налоговым органом о наличии у него задолженности, он не получал требования об уплате страховых взносов и пени. О вынесении обжалуемого постановления ему стало известно от службы судебных приставов после освобождения из исправительного учреждения, а именно 05.04.2023 года. После освобождения из исправительного учреждения он не может устроиться на работу в связи с наличием у него судимости, что является причиной отказа работодателей в заключении с ним трудового договора. Его финансовое положение не позволяет уплатить образовавшуюся задолженность. По этим основаниям просил суд отменить постановление налогового органа № 5268 от 15.02.2018 года.
В судебное заседание административный истец Савельев В.А., надлежаще извещенный о времени и месте его проведения, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области по доверенности Папкина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, представила письменные возражения на административные исковые заявления, подписанные представителем Шолоховой О.А., в которых она указала, что Савельев В. А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 24.09.2004 года по 23.11.2020 года, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов. С 01.01.2017 года полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и прекращается в момент исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Не предприняв действий по исключению из ЕГРИП, предприниматель сохраняет статус ИП и обязан уплачивать страховые взносы независимо от того, осуществляет ли он предпринимательскую деятельность или нет, независимо от факта получения дохода. Доводы налогоплательщика о том, что он не получал письма о расчете задолженности, не обоснованы, поскольку размер подлежащих уплате страховых взносов является фиксированным и отражен в ст.430 НК РФ, при этом налоговое законодательство не возлагает на налоговые органы обязанность по направлению в адрес индивидуальных предпринимателей расчет страховых взносов. Так же налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогового органа по направлению налогоплательщику решения (постановления) о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика. Кроме того, Савельевым ВА. В досудебном порядке не обжаловались действия налогового органа по начислению страховых взносов, а также оспариваемое в рамках настоящего дела постановление, что является основанием для оставления административного иска без рассмотрения.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 01 января 2017 года регулировал Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, утративший силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, была возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд медицинского страхования и определены размеры этих взносов (статьи 5, 14).
Согласно ч.1 ст. 14 названного закона (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ) плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу п.п. 1, 2, 3 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
В силу пункта 2 ст.60 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 4 и статья 5).
Положениями ст. 430 НК РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, который определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса (пункт 1).
В соответствии с п. 1 ст. 432 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно п.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В силу п.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 75 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Перечень оснований, по которым плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации не уплачивают страховые взносы, установлен в пункте 7 статьи 430 названного Кодекса, согласно которому плательщики не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Отбывание наказания в местах лишения свободы в качестве таких оснований не предусмотрено.
Аналогичные положения содержались в п.6 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Таким образом, по общему правилу отбывание индивидуальным предпринимателем наказания в местах лишения свободы не освобождает его от обязанности уплачивать страховые взносы за соответствующие периоды.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о конституционно-правовом смысле отдельных норм статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", изложенная в определениях от 12 апреля 2005 года N 164-О и 12 мая 2005 года N 213-О по жалобам ФИО6 и ФИО7, считающих неконституционным законоположение о возложении на индивидуальных предпринимателей обязанности уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа независимо от того, имеют ли они доходы от предпринимательской деятельности и осуществляется ли ими фактически эта деятельность, где Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отнесение индивидуальных предпринимателей, подверженных такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, исходя из того, что уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
То обстоятельство, что закон не освобождает от уплаты страховых взносов лиц, которые, имея статус индивидуального предпринимателя, фактически не занимаются предпринимательской деятельностью, а в результате вынуждены нести расходы по уплате страховых взносов за счет иных своих доходов, не свидетельствует о нарушении прав названной категории граждан, поскольку предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе в установленном порядке прекратить свой статус в любой момент путем обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности производится в случае представления в регистрирующий орган необходимых документов - подписанного предпринимателем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, которое может быть подано заявителем в регистрирующий орган непосредственно или направлено по почте (статьи 8, 9, 11 и 22.3).
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Такая правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации изложена в пункте 55 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1(2020), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года.
Как следует из материалов дела и было установлено судом, Савельев В.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 24.09.2004 года до 23.11.2020 года и в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в виде фиксированных платежей как индивидуальный предприниматель. Савельев В. А. исключен из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей как недействующий ИП. Основным видом его деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2) являлось «Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки» ( код 96.09). Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к виду экономической деятельности с ко<адрес>.09 относятся: деятельность астрологов и медиумов; социальные услуги, такие как услуги эскорта, бюро знакомств и брачных агентств; услуги по уходу за домашними животными, такие как содержание и дрессировка; деятельность генеалогических организаций; деятельность салонов татуажа и пирсинга; услуги чистильщиков обуви, швейцаров, парковщиков автомобилей и т.д.; деятельность, связанная с эксплуатацией автоматов личного обслуживания (фотокабинок, аппаратов для взвешивания, измерения кровяного давления, автоматических камер хранения и т.д.); услуги наемных писателей; услуги платных туалетов; услуги справочно-информационной службы по оказанию услуг населению по заполнению бланков, написанию заявлений, снятию копий по индивидуальному заказу населения; услуги справочно-информационной службы по приему в расклейку объявлений; услуги копировально-множительные по индивидуальному заказу населения; услуги посреднические на информацию о финансовых, экономических и промышленных и иных данных по индивидуальному заказу населения; услуги по оборудованию квартир (навеска карнизов, картин, вешалок, зеркал и др. предметов); услуги по стирке и глажению белья на дому у заказчика; услуги по вспашке огородов, распиловке дров по индивидуальному заказу населения; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике, кроме ювелирных изделий по индивидуальному заказу населения; услуги по ремонту и изготовлению гончарных изделий по индивидуальному заказу населения; нарезку стекла и зеркал, художественную обработку стекла по индивидуальному заказу населения; услуги по изготовлению с/х инвентаря из материала заказчика по индивидуальному заказу населения.
В силу п. п. 1, 2 ст. 69 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2023 года) требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога (страховых взносов, пени) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 70 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) требования налогового органа об уплате недоимки, законом предусмотрено принудительное взыскание недоимки. При этом процедура взыскания зависит от статуса должника.
Согласно статье 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (пункт 1).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 7).
В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Поскольку Савельев В. А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, статус индивидуального предпринимателя был прекращен 23.11.2020 года, то взыскание недоимки по страховым взносам производилось во внесудебном порядке, в соответствии со ст. ст. 46 и 47 НК РФ.
Как следует из материалов дела, в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год у административного истца образовалась задолженность, что явилось основанием для формирования ИФНС по г. Орлу в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования об уплате страховых взносов и пени: № 84379 по состоянию на 19.01.2018 на сумму недоимки 4 590 рублей и сумму пени 930,36 рублей, со сроком для исполнения не позднее 08.02.2018 года.
В связи с невыполнением Савельевым В. А. требования и отсутствием сведений об открытых на его имя счетах налоговым органом было вынесено постановление № 5268 от 15.02.2018 года о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика на общую сумму 5520,36 рублей.
На основании указанного постановления судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 7717/18/57004-ИП от 02.03.2018.
Установлено так же, что 18.04.2022 года Савельевым В.А. в адрес ИФНС России по г.Орлу направлялось заявление, в котором он просил отменить постановление № 5268 от 15.02.2018 года, ссылаясь на доводы, изложенные в рассматриваемом административном иске, таким образом, Савельев В.А. фактически обжаловал законность вынесения указанного постановления. Сведений о рассмотрении налоговым органом заявления Савельева В.А. материалы дела не содержат.
Приказом Федеральной налоговой службы России № ЕД-7-4/398 от 13.05.2022 оптимизирована структура Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области, в том числе, реорганизованы ИФНС России по г. Орлу и Межрайонная ИФНС России № 8 по Орловской области путем присоединения к УФНС России по Орловской области.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного Кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Оспаривая законность вынесенных налоговым органом постановлений административный истец ссылался, в частности, на то, что в период отбывания наказания в местах лишения свободы, он не вел предпринимательскую деятельность, своевременно не прекратил статус предпринимателя по обстоятельствам исключительного характера, препятствующих ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения статуса индивидуального предпринимателя.
Судом установлено и следует из вступившего в законную силу решения Северного районного суда г.Орла от 11.11.2022 года по административному делу номер производства 2а-1226/2022, что 18.02.2013 года Савельев В. А. был задержан в порядке ст. 91 УПК РФ по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ. В период с 15.04.2014 года по 17.02.2022 года по приговору суда он отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области. Время содержания под стражей, начиная с 18.02.2013 года, зачтено судом в срок отбытия наказания.
В рамках указанного административного дела в целях выяснения причины, по которым административный истец во время нахождения в местах лишения свободы с 18 февраля 2013 года по 17 февраля 2022 года не обращался по вопросу прекращения статуса индивидуального предпринимателя и проверки его доводов, судом были направлены запросы в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области об истребовании информации об условиях отбывания Савельевым В. А. наказания, применялись ли к нему меры взыскания и на какой срок, переводился ли он в помещения камерного типа, и одиночные камеры, водворялся ли в штрафные и дисциплинарные изоляторы и на какой срок, привлекался ли Савельев В.А. к труду, в каком размере ему начислялась заработная плата, имелись ли у него на лицевом счете денежные средства, предоставлялись ли ему свидания с родственниками, имел ли Савельев В. А. ограничения по реализации своих прав на направление корреспонденции, телефонные переговоры и свидания.
По сведениям, представленным суду ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, Савельев В. А. в период с 15.04.2014 года по 25.03.2015 года и с 11.04.2016 года по 04.10.2021 года содержался в обычных условиях отбывания наказания, в периоды с 26.03.2015 года по 10.04.2016 года и с 05.10.2021 года по 17.02.2022 года содержался в строгих условиях отбывания наказания. Неоднократно к нему применялись меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 и 10 суток, перевода в помещение камерного типа сроком на 4 месяца. За период отбывания наказания Савельеву В. А. были предоставлены всего два краткосрочных свидания и шесть длительных свиданий. Савельев В.А. привлекался к труду, его заработная плата в 2019 году составила в общей сумме 1236,61 рублей, в 2020 году – 1068,56 рублей, в 2021 году – 747,85 рублей и в 2022 году – 41,88 рублей. В 2019 году на лицевой счет поступило денежных средств в размере 60 000 рублей, в 2020 году – 53000 рублей, в 2021 году – 55000 рублей. До 2019 года заработная плата Савельеву В. А. не начислялась, денежных средств на счете он не имел.
В соответствии со ст. 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час. Осужденные, переведенные в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа или одиночные камеры в порядке взыскания, имеют право: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере пяти тысяч рублей; получать в течение шести месяцев одну посылку или передачу и одну бандероль; с разрешения администрации исправительного учреждения иметь в течение шести месяцев одно краткосрочное свидание.
Согласно ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.
В силу положений ст. 92Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц.
Осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств осуществления Савельевым В. А. предпринимательской деятельности в период отбывания им наказания в виде лишения свободы по приговору суда, и установив, что в период содержания в условиях следственного изолятора и исправительного учреждения ИК-5 УФСИН России по Орловской области Савельев В. А. в связи видом исправительного учреждения и условиями отбывания наказания, а также отсутствием у него денежных средств на лицевом счете в период с 2014 по 2019 год, имел ограничения в праве переписки, на телефонные переговоры и свидания, в том числе для привлечения представителя для решения вопроса о прекращении им статуса индивидуального предпринимателя, суд приходит к выводу о наличии обстоятельств исключительного характера, которые не позволили административному истцу своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
При принятии решения судом также учитывается, что недоимка по страховым взносам и пени взыскана на основании исполнительного документа, выданного налоговым органом, что исключает объективную возможность административного истца представитель свои возражения при предъявлении к нему требований о взыскании недоимки по страховым взносам в ходе применяя иной процедуры взыскания, а именно, в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
При таком положении, исходя из принципов состязательности и равноправия сторон, а также законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных в данном случае налоговым законодательством и законодательством об административном судопроизводстве, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца и отмены постановления налогового органа № 5268 от 15.02.2018 года.
Руководствуясь ст. ст. 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░ № 5268 ░░ 15.02.2018░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░, ░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 5 520, 36 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
.