Дело№2а-284/2024 56RS0010-01-2023-001734-63
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 марта 2024 год город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Халиулиной Е.В.,
при секретаре Ивановой С.П.,
с участием
представителя административного истца Отдела ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа Савинкова М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, Гайскому РОСП ГУФССП по Оренбургской области, врио начальника Гайского РОСП ГУФССП по Оренбургской области старшему судебному приставу Исхаковой Н. В., заместителю начальника отдела - старшего судебного пристава Гайского РОСП ГУФССП по Оренбургской области Ларичевой Г. А., судебному приставу-исполнителю Гайского РОСП ГУФССП по Оренбургской области Тимаковой С. Ю., Специализированному отделению судебных приставов по Оренбургской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа обратился в суд с вышеназванным иском к Гайскому РОСП ГУФССП по Оренбургской области по тем основаниям, что решением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на Отдел ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа возложена обязанность устранить нарушения безопасности дорожного движения.
Судебным приставом-исполнителем Гайского РОСП УФССП России по Оренбургской области Тимаковой С.Ю. на основании исполнительного документа, возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Отделом ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа проявлена должная степень заботливости и осмотрительности для исполнения судебного решения, виновное противоправное бездействие отсутствует. Неисполнение решения суда обусловлено объективными причинами, не зависящими от должника.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Тимаковой С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ с Отдела ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб., за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Просит суд освободить Отдел ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, врио начальника Гайского РОСП ГУФССП по Оренбургской области старший судебный пристав Исхакова Н.В., заместитель начальника отдела - старшего судебного пристава Гайского РОСП ГУФССП по Оренбургской области Ларичева Г.А., судебный пристав-исполнитель Гайского РОСП ГУФССП РФ по Оренбургской области Тимакова С.Ю., Специализированное отделение судебных приставов по Оренбургской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (ГМУ ФССП России), в качестве заинтересованных лиц Гайская межрайонная прокуратура, администрация Гайского городского округа, отдел ГИБДД Отд МВД России по Гайскому городскому округу.
В судебном заседании представитель административного истца Отдела ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа Савинков М.Н., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Административные ответчики Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, врио начальника Гайского РОСП ГУФССП по Оренбургской области старший судебный пристав Исхакова Н.В., заместитель начальника отдела - старшего судебного пристава Гайского РОСП ГУФССП по Оренбургской области Ларичева Г.А., судебный пристав-исполнитель Гайского РОСП ГУФССП РФ по Оренбургской области Тимакова С.Ю., Специализированное отделение судебных приставов по Оренбургской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (ГМУ ФССП России), заинтересованные лица Гайская межрайонная прокуратура, администрация Гайского городского округа, отдел ГИБДД Отд МВД России по Гайскому городскому округу в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены были надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, на основании решения <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Гайского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, к отделу жилищно – коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа Оренбургской области, администрации Гайского городского округа Оренбургской области об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и транспортной безопасности – удовлетворены частично.
Суд обязал: «Обязать отдел ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и транспортной безопасности на территории Гайского городского округа Оренбургской области, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
обеспечить у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м. в обе стороны от пешеходного перехода: <адрес>;
обеспечить обустройство пешеходных переходов, расположенных в районе образовательных учреждений пешеходными ограждениями перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода по адресам: <адрес>;
пешеходные переходы расположенные на регулируемых перекрестках оборудовать пешеходными светофорами по адресам: <адрес>;
обеспечить стационарное электрическое уличное освещение: на автобусной остановке <адрес>.
Обязать отдел ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить имеющиеся на проезжей части разрушения дорожного покрытия с явно выраженными краями, размеры которых превышают предельно допустимые значения по адресу: <адрес>)».
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
На основании исполнительного листа по административному делу № года судебным приставом-исполнителем Гайского РОСП ГУФССП России по Оренбургской области Тимаковой С.Ю. возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Отдела ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа, с установлением 5-дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Поскольку в предусмотренный законом срок должник требование исполнительного документа в добровольном порядке не исполнил, судебным приставом-исполнителем Гайского РОСП ГУФССП России по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) согласно ч. 1 ст. которого 5 принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 ст. 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу предписаний ст. 112 поименованного закона исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. п. 1 и 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п. 3).Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке должен установить наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
При этом, положения п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предоставляют суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
При применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Исходя из положений ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу закона правовая природа исполнительского сбора, как санкции штрафного характера, выражается в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, но только при наличии его вины, как элемента субъективной стороны правонарушения.
Обосновывая свою позицию о невозможности исполнения судебного решения в установленный законом срок и отсутствия наличия вины в неисполнении требований исполнительного документа, должник Отдел ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа ссылается на недостаточность финансирования и необходимость заключения муниципального контракта.
ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа заключен муниципальный контракт, определен объем работ, составлен акт о приемке выполненных работ.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.
Согласно части 1 статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Из абзаца 3 части 1 статьи 162 БК РФ следует, что получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в частности должен обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства и вносит изменения в ранее принятые бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 6.1, 6.2 Положения об администрации Гайского городского округа Оренбургской области, финансирование деятельности администрации осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете Гайского городского округа в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Расходы на исполнение отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Оренбургской области, производятся за счет средств, переданных в установленном действующем законодательством порядке на их исполнение.
Отдел ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа входит в структуру органов местного самоуправления, действует на основании Положения об отделе ЖКХ и КС администрации г.Гая, утвержденного Решением Гайского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об Отделе ЖКХ и КС Гайского городского округа».
Исполнение решения суда напрямую зависит от наличия финансирования мероприятий и осуществляется Отделом ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что предполагает соблюдение процедур, установленных данным федеральным законом, в связи с чем, реальная возможность исполнить требования исполнительного документа к моменту истечения срока, указанного в постановлении судебного пристава-исполнителя, отсутствовала.
Таким образом, порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли Отдела ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа, уже не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.
При этом, административным истцом предприняты меры для исполнения решения суда, заключен муниципальный контракт на выполнение работ, подготовлена сметная документация.
При таких обстоятельствах, невыполнение Отделом ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа в пятидневный срок требований судебного пристава-исполнителя обусловлено наличием объективных обстоятельств, находящихся вне контроля административного истца, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от данного органа в целях надлежащего исполнения обязанности по своевременному исполнению требований исполнительного документа, обусловлено определенным в законодательстве механизмом исполнения возложенной на данный уполномоченный орган обязанности.
Руководствуясь ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░ 2024 ░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░