Дело № 2а-1582/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2022 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Афанасьевой Ж.В., при секретаре Алексеевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гришакова С.Ю. к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, исполняющему обязанности заместителя главы администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области Сметанникову В.В. об оспаривании уведомления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Гришаков С.Ю. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование указав, что протоколом №2 общего собрания СНТ «Уралочка» Ивановского сельсовета от 21.12.2019 года он принят в члены СНТ «Уралочка», ему выделен земельный участок №1.
06.12.2021 года административным истцом в адрес административного ответчика направлено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 863кв.м., местоположение: <адрес>, разрешенное использование: ведение садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Административным ответчиком 19.01.2022 года вынесено решение №1-2/180 об отказе в удовлетворении указанного заявления. Указанное решение обосновано тем, что в приложении к распоряжению администрации №1055-р от 18.11.1992 года «О выдаче свидетельств на право собственности на землю» имеются сведения о том, что членам СНТ «Уралочка» ранее уже выдавались свидетельства на право собственности на землю. Вместе с тем, в соответствии с письмом административного ответчика в адрес председателя правления СНТ «Уралочка» №453 от 04.10.2019 года такое приложение даже в архиве административного ответчика отсутствует.
Просит суд признать незаконным отказ администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области в предварительном согласовании предоставлении бесплатно в собственность Гришакова С.Ю. земельного участка площадью 863 кв.м., местоположение: <адрес>; обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем предварительного согласования предоставления бесплатно в собственность Гришакова С.Ю. земельного участка площадью 863 кв.м., местоположение: <адрес>
Административный истец Гришаков С.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Представитель административного истца ГришаковаС.Ю. – Бреус А.Ю., действующий на основании доверенности от 17.03.2022 года, в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области Тулупова Ю.Г., действующая на основании доверенности от 10.03.2022 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что ответ администрации истцу соответствует закону, принят уполномоченным органом в рамках полномочий администрации, не нарушает права и законные интересы истца. Препятствий к добросовестному осуществлению прав истца администрацией не созданы ни оспариваемым решением, ни иными действиями.
Административный ответчик исполняющий обязанности заместителя главы администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области Сметанникову В.В. в судебном заседании возражал против удовлетоврения исковых требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица СНТ «Уралочка» Чудесова Л.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения административных исковых требований, пояснила, что участки были выделены, на земельный участок № 1 не нашлось желающих, он был выделен административному истцу.
Представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
В судебном заседании по ходатайству представителя административного истца в качестве свидетеля была допрошена ИвановаГ.Н., которая показала, что ей принадлежит земельный участок, расположенный на улице, где находится земельный участок истца. На участке административного истца земля перепахана, поставлены столбы, посажены деревья, ранее участок был неухоженный, заброшенный.
Суд, выслушав стороны, принимая во внимание показания свидетеля, исследовав материалы дела и оценив представленную совокупность доказательств, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также - на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной вабзаце первомнастоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно положениям ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков.
Согласно ч. 2 ст. 3.3.Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в том числе органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Судом установлено, что 21.12.2019 года Гришаков С.Ю. принят в члены СНТ«Уралочка» Ивановского сельсовета, ему выделен земельный участок № общей площадью 700кв.м. в <адрес> что подтверждается выпиской из протокола №2 собрания СНТ«Уралочка».
06.12.2021 года административным истцом в адрес администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области направлено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 863 кв.м., местоположение: <адрес>, разрешенное использование: ведение садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
19.01.2022 года администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области в ответ на заявление ГришаковаС.Ю. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 863кв.м., расположенного по адресу: <адрес> В обоснование указано, что в заявлении от 06.12.2021 года ГришаковымС.Ю. приложена выписка из протокола №2 от 21.12.2019 года общего собрания, выданная председателем СНТ «Уралочка» о принятии Гришакова С.Ю. в члены СНТ и выделении ему земельного участка. В приложении к распоряжению администрации №1055-р от 18.11.1992 года «О выдаче свидетельств на право собственности на землю» имеются сведения о том, что членам садового общества «Уралочка» ранее уже выдавались свидетельства о праве собственности на землю. Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области не уполномочена на распоряжение земельными участками, находящимися в частной собственности. Административный ответчик Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области отказал Гришакову С.Ю. в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка на основании того, что ранее в отношении него уже было выдано свидетельство о праве собственности на землю, в связи с чем администрация не уполномочена на распоряжение земельным участком, находящимся в частной собственности.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Применительно к рассматриваемым спорным правоотношениям, Ответчик должен доказать наличие обстоятельств, на которые он ссылался как на предусмотренные законом основания для отказа в перераспределении земельного участка.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий, в том числе принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 вышеназванного Кодекса.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.16 ЗК РФ, согласно пункту 2 которого, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
При этом в материалах дела содержится ответ из архивного отдела Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, согласно которому в имеющемся на хранении списке членов с/т «Уралочка» Ивановского сельсовета Оренбургского района земельный участок № не значится.
Кроме того, из ответа Управления Росреестра по Оренбургской области следует, что свидетельства о праве собственности на земельный участок № по адресу: <адрес> не выдавалось.
Судом установлено, что в материалах дела не содержится сведений о том, что земельный участок№ находится в частной собственности, или в собственности самого товарищества, таких сведений административным ответчиком также не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что основание для отказа Гришакову С.Ю. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанное административным ответчиком при вынесении 19.01.2022 года решения, является незаконным, не подтверждается материалами дела, противоречит ст. 39.16 ЗК РФ, в отношении участка не зарегистрировано право частной собственности.
С учетом изложенного, поскольку иные основания возможности либо невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность истца, ответчиком не проверялись, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований путем признания уведомления Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 19.01.2022 №1-2/180 об отказе в предоставлении Гришакову С.Ю. земельного участка, площадью 863кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.
Вместе с тем, признавая незаконным отказ администрации Муниципального образования Оренбургского района Оренбургской области суд, в целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд возлагает на административного ответчика обязанность возобновить рассмотрение заявления Гришакова С.Ю. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, не вмешиваясь в компетенцию административного органа и не предрешая существо решения, которое должно быть им принято.
Руководствуясь статьями 175-178, 227, 279 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19.01.2022 №1-2/180 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 863░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 863 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.06.2022 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░.░.