дело № 3а-84/2023
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
20 ноября 2023 года г.Элиста
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Буджаевой С.А.,при секретаре Чимидовой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Эрднеевой С.Ю. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
Эрднеева С.Ю. обратилась в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 августа 2022 года, которым на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить ей, как относящейся к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированных жилых помещений, и достигших возраста 23 лет, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированных жилых помещений исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на территории г.Элисты Республики Калмыкия. Решение суда вступило в законную силу 17 сентября 2022 года, судебным приставом-исполнителем 05 октября 2022 года возбуждено исполнительное производство. Однако решение суда не исполнено до настоящего времени, что нарушает ее конституционные права и является основанием для присуждения компенсации в соответствии с действующим законодательством. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1115 730 рублей.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 09 ноября 2023 года на основании части 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия; в качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия.
В судебном заседании административный истец Эрднеева С.Ю. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменные возражения, в которых просил в удовлетворении административных исковых требований отказать. Указал, что решение суда от 16 августа 2022 года не исполнено по объективным причинам ввиду отсутствия специализированного жилищного фонда, а также недостаточности денежных средств в бюджете на строительство и приобретение жилья. В 2022 году в рамках Соглашения от 24 декабря 2021 года № <…>, заключенного между Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия и Правительством Республики Калмыкия, о предоставлении субсидии из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, было предусмотрено <…> рублей, из которых: <…> рублей - средства федерального бюджета, <…> рублей - средства республиканского бюджета. По состоянию на 31 декабря 2022 года приобретено 16 жилых помещений. В 2023 году на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках Соглашения от 27 декабря 2022 года № <…> предусмотрено <…> рублей. Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия за период с 2022 года по 1-й квартал 2023 года организовано проведение 144 аукциона в электронной форме по закупке жилья, из которых только 17 аукционов оказались результативными, а 127 признаны не состоявшимися по причине отсутствия участников закупок.
Представитель административного ответчика – Министерства финансов Республики Калмыкия в суд не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и письменные возражения, в которых просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, ссылаясь на сложность исполнения решения суда, касающегося предоставления жилого помещения. Указывает, что согласно Закону Республики Калмыкия от 15 декабря 2022 года № 263-VI-З «О республиканском бюджете на 2023 год и на плановой период 2024 и 2025 годов» для предоставления жилых помещений лицам, указанной категории, предусмотрено <…> млн.рублей. В соответствии с заключенным с Министерством просвещения Российской Федерации соглашением на предоставление субсидии из федерального бюджета для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета на 2021 год составил 70,4%, на 2022-2023 гг. – 70,9%, при показателе результативности предоставления субсидии – обеспечение жилыми помещениями по 20 человек ежегодно. Считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о ежегодной проводимой работе, постоянном движении очереди и принятии административным ответчиком достаточных мер по исполнению решения суда.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, не сообщив суду о причинах неявки и не представив возражений по поводу заявленных административных исковых требований.
На основании ст. ст.150, 152 КАС РФ суд признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела и материалы исполнительного производства №<…>, Верховный Суд Республики Калмыкия находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 46, статьи 52 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Предусмотренное Конституцией Российской Федерации право на судебную защиту, включающее в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов. Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее по тексту – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда.
При рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта (пункт 40 названного постановления).
Как разъяснено в пункте 46 указанного постановления, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Судом установлено, что решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 августа 2022 года на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Эрднеевой С.Ю., относящейся к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированных жилых помещений, и достигших возраста 23 лет, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированных жилых помещений, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на территории г. Элисты Республики Калмыкия.
Решение суда вступило в законную силу 17 сентября 2022 года, выдан исполнительный лист серии <…> № <…> 19 сентября 2022 года, предъявлен к исполнению 03 октября 2022 года.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия 05 октября 2022 года в отношении должника - Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возбуждено исполнительное производство № <…>.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 26 апреля 2023 года Эрднеевой С.Ю. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 25000 рублей. Судом признан факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок. При этом установлено, что общий срок исполнения судебного акта с даты предъявления исполнительного документа к взысканию (03 октября 2022 года) по дату принятия судом решения (26 апреля 2023 года) составил 06 месяцев 23 дня.
Принятие Верховным Судом Республики Калмыкия решения от 26 апреля 2023 года по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного исполнения судебного акта. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец. Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности исполнения судебного акта и его значимости для заявителя (пункт 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).
Таким образом, продолжительность неисполнения судебного акта составляет 06 месяцев 23 дня, исчисляемая с момента предъявления исполнительного документа, признана вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 26 апреля 2023 года не отвечающей требованиям разумности, и в силу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ и положений пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, данное обстоятельство не доказывается вновь и не подлежит оспариванию при рассмотрении настоящего дела.
С настоящим заявлением о присуждении компенсации Эрднеева С.Ю. обратилась 07 ноября 2023 года, мотивировав свое обращение фактическим бездействием должника по исполнению судебного решения, недостаточностью и неэффективностью мер по исполнению судебного акта.
Таким образом, предметом проверки по настоящему делу подлежит период с 27 апреля 2023 года (следующий день после вынесения решения Верховным Судом Республики Калмыкия от 26 апреля 2023 года) по 20 ноября 2023 года (дата вынесения настоящего решения) продолжительностью 06 месяцев 24 дня, общий срок исполнения судебного акта с даты предъявления исполнительного документа к взысканию (03 октября 2022 года) по дату принятия судом решения (20 ноября 2023 года) составил 01 год 01 месяц 17 дней.
Как следует из материалов исполнительного производства, после принятия 26 апреля 2023 года Верховным Судом Республики Калмыкия решения о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия 13 июня 2023 года объявлено предупреждение о возможности привлечения к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, в случае неисполнения исполнительного документа; 14 июня 2023 года повторно направлено требование об исполнении исполнительного листа с разъяснением возможности привлечения к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ в случае неисполнения исполнительного документа.
Согласно ответу Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от <…> за исх. № <…> в 2023 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрены бюджетные средства в размере 66000 рублей. По состоянию на 19 июня 2023 года в Министерстве на исполнении находится 95 указанных судебных решений. Жилое помещение Эрднеевой С.Ю. будет предоставлено по мере исполнения решений суда, дата вступления в законную силу которых является более ранней относительно даты вступления в законную силу решения суда от 16 августа 2022 года.
Несмотря на перечисленные меры, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 августа 2022 года до настоящего времени должником по причинам, не зависящим от взыскателя, не исполнено, в данном случае продолжает иметь место нарушение установленного законом срока исполнения судебного акта.
При этом судебным приставом-исполнителем совершались исполнительные действия, направленные на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, неоднократно устанавливался новый срок для исполнения требований исполнительного документа, должник неоднократно предупреждался о привлечении к административной, уголовной ответственности в случае неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Материалы дела и материалы исполнительного производства свидетельствуют о том, что объективные причины задержки исполнения судебного акта отсутствовали, и административный истец за данную задержку исполнения решения ответственность не несет, каких-либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы дела не содержат.
Административными ответчиками не предоставлено каких-либо достаточных либо допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, подтверждающих уважительность причин их неисполнения в срок, установленный действующим законодательством для исполнения решения суда.
Недостаточное финансирование и отсутствие свободных жилых помещений на территории Республики Калмыкия не может являться исключительным обстоятельством для неисполнения решения суда, поскольку его исполнение является гарантией защиты прав граждан.
Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что им принимались все необходимые и достаточные меры, направленные на исполнение судебного акта по предоставлению жилого помещения Эрднеевой С.Ю.
При этом суд отмечает, что судебное решение о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного жилищного фонда выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.
Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях неоднократно отмечал, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда подлежащего исполнению. Несмотря на это, если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноябре 1950 года. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.
Таким образом, исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, очерёдности других лиц, обладающих аналогичным правом, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии у административного истца права на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.
Оценивая последствия нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, их значимость для административного истца, суд учитывает, что данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
При определении размера компенсации суд принимает во внимание, что Эрднеева С.Ю., <…>, относится к категории социально незащищенных граждан, по отношению к которым государство приняло на себя повышенные обязательства, на протяжении всего периода исполнения судебного акта нуждалась в реализации ее конституционного права на жилище, прилагая дополнительные усилия по поиску и аренде временного жилья.
Однако требуемый административным истцом Эрднеевой С.Ю. размер компенсации 1115730 рублей, размер которого исчислен исходя из практики Европейского Суда по правам человека, по мнению суда, является завышенным. Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 183-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» из части 2 статьи 2 Закона о компенсации исключено положение об определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с учетом практики Европейского Суда по правам человека.
Учитывая приведенные выше обстоятельства производства по исполнению судебного решения, общую продолжительность нарушения 01 год 01 месяц 17 дней и значимости его последствий для заявителя, суд считает необходимым взыскать с Министерства финансов Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия в пользу Эрднеевой С.Ю. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25 000 рублей. Указанная сумма, по мнению суда, позволит в полном объеме компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
С учетом приведенного правового регулирования требования Эрднеевой С.Ю. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта подлежит исполнению Министерством финансов Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в пользу административного истца с Министерства финансов Республики Калмыкия также подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, понесенные ею при подаче заявления.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 258 и 259 Кодекса административного судопроизводства РФ,
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <…> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 25 000 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ №<…>, ░░░░░░░░ <…>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <…>, ░░░ <…>, ░░░ <…>, ░░░ <…>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ <…>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░