Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3639/2024 ~ М-2703/2024 от 06.03.2024

Дело № 2а-3639/2024

УИД 14RS0035-01-2024-004798-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Якутск                                                                                 03 мая 2024 года

    Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новиковой Н.И., при секретаре Скрябиной В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Правительства Республики Саха (Якутия) к Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов, судебному приставу-исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Республике Саха (Якутия) Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Правительство Республики Саха (Якутия) является должником по исполнительному производству, предметом исполнения которого является принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов сибиреязвенных захоронений, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами: №. Требования мотивированы тем, что ____ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника – Правительства Республики Саха (Якутия) в размере 50 000 рублей. Вместе с тем, фактически, земельные участки, указанные в решении суда, поставлены на кадастровый учет в 2016 году, бесхозяйными не являются, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра объектов недвижимости. Указывая на данные обстоятельства полагают, что неисполнение решения суда в пятидневный срок не может быть расценено как уклонение от его исполнения. Просят освободить от взыскания исполнительского сбора.

Представитель административного истца – Павлов Н.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил освободить должника в лице Правительства Республики Саха (Якутия) от уплаты исполнительского сбора, поскольку фактически решение суда является неисполнимым.

Представитель административного ответчика Тюкянова А.С. заявленные требования не признала, пояснив о том, что сведений о том, что решение суда является не исполнимым, административным истцом в службу судебных приставов представлено не было, следовательно, оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора не имеется.

Представитель ГМУ ФССП в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом посредством направления повестки на электронный адрес: mail@r98.fssp.gov.ru, ходатайства не направил, причину неявки суду не сообщил.

Заинтересованное лицо Якутский природоохранный прокурор Республики Саха (Якутия), надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд не явился.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (часть 1 статьи 1).

В соответствии с частью 11 статьи 30 указанного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Исполнительский сбор, в силу части 1 статьи 112 названного Федерального закона, является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно части 2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу части 6 указанной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с частью 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Исходя из положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч. 12 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве", срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Установлено, что ____ решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) на Правительство Республики Саха (Якутия) возложена обязанность до ____ принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов сибиреязвенных захоронений, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами: №.

____ судебным приставом-исполнителем в отношении Правительства Республики Саха (Якутия) возбуждено исполнительное производство №-ИП, с установлением должнику 5-дневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

____, в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника    в размере 50 000 руб.

Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением Правительство Республики Саха (Якутия) указывает о том, что решение суда является неисполнимым, поскольку земельные участки поставлены на кадастровый учет до вынесения решения суда – в 2016 году, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра объектов недвижимости.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2001 г. N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Как уже указывалось судом, согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Как разъяснено в п. 74 - 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора. В данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.

Из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости следует следующее:

- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: ____, поставлен на кадастровый учет ____, ____ зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за ГБУ Республики Саха (Якутия) «Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Нюрбинского района»;

- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: ____, поставлен на кадастровый учет ____, ____ зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за ГБУ Республики Саха (Якутия) «Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Нюрбинского района»;

- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: ____, поставлен на кадастровый учет ____, ____ зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за ГБУ Республики Саха (Якутия) «Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Нюрбинского района»;

- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: ____, поставлен на кадастровый учет ____, ____ зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за ГБУ Республики Саха (Якутия) «Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Нюрбинского района»;

- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: Российская Федерация, ____ (Якутия), ____, местность Оччугуй Даппыра, поставлен на кадастровый учет ____, ____ зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за ГБУ Республики Саха (Якутия) «Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией ____»;

- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: ____, поставлен на кадастровый учет ____, ____ зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за ГБУ Республики Саха (Якутия) «Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Нюрбинского района».

Таким образом, указанные в резолютивной части решения суда земельные участки поставлены на кадастровый учет задолго до вынесения решения суда – ____ и ____, что подтверждается материалами дела. Тот факт, что административный истец не сообщил службе судебных приставов о том, что решение является не исполнимым, не свидетельствует об уклонении должника от его исполнения. Должник в рассматриваемом случае не допустил бездействия, что подтверждается собранными по делу доказательствами и выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, данный факт не оспаривается как административным ответчиком, так и взыскателем.

Установленные в ходе рассмотрения данного дела обстоятельства свидетельствуют о том, что Правительством Республики Саха (Якутия) принимались необходимые и возможные меры для исполнения требований исполнительного документа, и вина в несвоевременном его исполнении не установлена. Должник не уклонялся от исполнения решения суда, принимал меры по его надлежащему исполнению, однако в ходе исполнения было установлено, что земельный участок состоит на кадастровом учете. Виновных действий должника по неисполнению требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, с учетом исследованных обстоятельств по делу, судом не выявлено.

Указанные причины, по мнению суда, являются уважительными, их наличие делает невозможным в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решений суда вследствие объективных обстоятельств, не зависящих от воли должника, что свидетельствует об отсутствии вины Правительства Республики Саха (Якутия) и наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от ____ о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления от ____.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 179 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ____ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ____.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                                             ░/░                                               ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░                                                                                                 ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░/░                                       ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.05.2024

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3639/2024 ~ М-2703/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Правительство Республики Саха (Якутия)
Ответчики
Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов СОСП по Республике Саха (Якутия) ГМУ ФССП России
Другие
Якутская природоохранная прокуратура
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Новикова Наталья Ивановна
Дело на сайте суда
jakutsky--jak.sudrf.ru
06.03.2024Регистрация административного искового заявления
07.03.2024Передача материалов судье
11.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
11.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2024Подготовка дела (собеседование)
21.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
08.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее