Дело № 2а-20/2023
22RS0047-01-2022-000274-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Солонешное 16 февраля 2023 г.
Солонешенский районный суд Алтайского края в составе:
судьи Смирновой В.В.,
при секретаре Батукаевой М.Ю.,
с участием и.о. прокурора Кучина Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление и.о. прокурора Солонешенского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солонешенского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Солонешенского района Алтайского края обратился в суд с административным иском к Администрации Солонешенского района Алтайского края, просит признать незаконным бездействие Администрации Солонешенского района Алтайского края по непринятию мер по созданию муниципального жилищного фонда социального использования на территории Администрации Солонешенского сельского совета Солонешенского района Алтайского края; возложить обязанность создать муниципальный жилищный фонд социального использования на территории Администрации Солонешенского сельского совета Солонешенского района Алтайского края; установить Администрации Солонешенского района срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Солонешенского района по поручению прокуратуры Алтайского края, в деятельности администрации района выявлены нарушения федерального законодательства, связанные с непринятием мер по созданию муниципального жилищного фонда социального использования.
По результатам проверки установлено, что на территории муниципального образования Солонешенский район на протяжении длительного периода времени отсутствует муниципальный фонд социального использования, что свидетельствует о незаконном бездействии Администрации Солонешенского района, ведет к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц.
По результатам выявленных нарушений главе Солонешенского района 05.09.2022 г. внесено представление, которое рассмотрено сотрудниками администрации района 06.10.2022 г.
В ответе на представление администрацией района указано на нецелесообразность формирования и создания муниципального жилищного фонда социального использования, поскольку бюджет муниципального образования является дефицитным.
В силу статьи 12, части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения впадения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; opгaны местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Конституция Российской Федерации, закрепляет в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 12 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14).
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Из положений частей 3 и 4 статьи 14Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что вопросы обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 14 и пункта 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочиями органа местного самоуправления.
Из положений пункта 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ следует, что к муниципальному жилищному фонду относится совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу 2 статьи 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договорасоциального найма.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта), общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Отсутствие муниципального жилищного фонда социального использования на протяжении длительного периода времени свидетельствует о бездействии администрации Солонешенского района, ведет к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц.
В рамках судебного разбирательства установлено, что на территории Администрации Солонешенского сельсовета Солонешенского района Алтайского края муниципальный жилищный фонд не создан, не учете в администрации района состоят граждане, подлежащие учету в качестве нуждающихся в предоставлении жилья из указанного жилищного фонда, в данной части полномочия в администрацию Солонешенского сельсовета не передавались.
В судебном заседании и.о. прокурора Кучин Р.Б. на заявленных требованиях с учетом уточнения настаивал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Солонешенского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили заявление о признании административного иска в полном объеме, в котором также просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из заявления следует, что признание административного иска сделано добровольно, последствия такого признания известны и понятны.
Представители заинтересованных лиц Администраций Карповского, Сибирячихинского, Тумановского, Лютаевского, Березовского, Тополинского, Степного сесльских советов в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От глав Администраций Карповского сельсовета Черданцевой Т.А., Березовского сельсовета Зубровой Н.В. и Сибирячихинского сельсовета Васильева В.В. имеются телефонограммы о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав и.о. прокурора Кучина Р.Б., изучив материалы административного дела, заявление административного ответчика о признании административных исковых требований, суд на основании ст. 157 КАС РФ принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Указанный прокурором срок, в течение которого ответчик должен выполнить возложенную на него обязанность, исходя из обстоятельств административного дела, является разумным, и установление такого срока для исполнения решения суда не противоречит закону, в том числе, пункту 2 части 6 статьи 180 КАС РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░: ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>