Дело № 2а-174/2023
УИД 57RS0002-01-2023-000161-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2023 года пгт. Верховье
Верховский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Глебовой Т.В., с участием административного истца Мамоновой З.Г., представителя административного ответчика - Администрации Верховского района Орловской области Дидур И.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., заинтересованных лица – представителя администрации Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области Алимбаевой И.И., Городецкой Л.Н., Корчагиной Е.А., Корчагина В.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мамоновой ЗГ к Администрации Верховского района Орловской области о восстановлении срока обжалования, признании незаконным заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения многоквартирного дома и решения о сносе жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Мамонова З.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Верховского района Орловской области о восстановлении срока обжалования, признании незаконным заключения № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения многоквартирного <адрес>, решения и требования администрации Верховского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ о сносе указанного многоквартирного жилого дома, постановления администрации Верховского района № от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу.
В обоснование исковых требований указала, что в ДД.ММ.ГГГГ был запланирован капитальный ремонт указанного многоквартирного жилого дома. На обращение по уточнению сроков проведения капитального ремонта, НО «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Орловской области» (далее НО «РФКР») сообщил, что капитальный ремонт многоквартирного <адрес> перенесен ДД.ММ.ГГГГ. В рамках подготовки к капитальному ремонту было проведено обследование названного жилого дома, по результатам которого проектная организация «АудитЭнергоПроект» пришла к выводу о наличии в жилом доме признаков аварийности. На основании заявки администрации Верховского района Орловской области ООО НПО «Градостроительные решения, архитектура и дизайн» проведено обследование жилого дома, составлено заключение о техническом состоянии строительных конструкций и инженерных сетей.
Межведомственной комиссией об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, назначенной постановлением администрации Верховского района №59 от ДД.ММ.ГГГГ, вместо реконструкции и ремонта заключением № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Верховского района Орловской области №542 от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> с кадастровым номером № признан аварийным, подлежащим сносу, в адрес собственников квартир направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ осуществить снос данного жилого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Считает заключение № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, назначенной постановлением администрации Верховского района №59 от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление администрации Верховского района Орловской области №542 от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу и требование № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении сноса данного жилого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ незаконными, нарушающими права и законные интересы административного истца.
Обосновывая исковые требования, указывает, что заключение № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии противоречит п.п.7, 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ №28.01.2006 №47 поскольку собственники жилых помещений в доме не были уведомлены о времени и месте заседания комиссии, фактический состав комиссии был ограничен представителями муниципальных органов местного самоуправления, данное заключение основано только на результатах, изложенных в заключении ООО НПО «Град», которым не было проведено детальное обследование жилого дома в соответствии с требованиями сводных правил СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений».
Жилой дом состоит из 8 квартир, 4 из которых на втором этаже не газифицированы, в них нет водоснабжения, канализации, квартиры пустуют более 20 лет, поскольку своевременно они не были переданы в частную собственность или поставлены на учет как безхозяйное недвижимое имущество, и не переданы нуждающимся по договору социального найма, что свидетельствует о бездействии муниципальных органов. Указанные обстоятельства привели к ветхому состоянию второго этажа, однако это не является достаточным основанием для установления аварийной категории технического состояния жилого дома, признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении административного дела в качестве заинтересованных лиц привлечены НУА., НАЮ., ГЛН, КЕА, КВН, администрация Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области.
В судебном заседании административный истец Мамонова З.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что согласно выводам ООО НПО «Град», строительные конструкции жилого дома (фундамент, стены) находятся в ограничено работоспособном состоянии, перекрытия 2-го этажа, крыша находятся в недопустимом состоянии. Рекомендовано выполнение ремонтно-восстановительных работ по укреплению грунта, усилению наружных стен по периметру жилого дома металлической обоймой, замене перекрытия второго этажа и замена крыши, восстановление систем электроснабжения. Однако межведомственная комиссия, не учитывая выводы ООО НПО «Град», в нарушение п.34 Положения №47 от 28.01.2006, делает заключение о выявлении оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу. Поскольку заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № вынесено с нарушениями требований Положений №47, то постановление администрации Верховского района №542 от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу и требование администрации от ДД.ММ.ГГГГ № об осуществлении сноса жилого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ, являются незаконными.
Просит суд признать незаконным заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, признать незаконными и отменить постановление администрации Верховского района №542 от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу и требование администрации от ДД.ММ.ГГГГ № об осуществлении сноса жилого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с административного ответчика в её пользу судебные расходы в размере 838,22 руб., из которых 300 рублей расходы по оплате государственной пошлины, 538,22 руб. – почтовые расходы в связи с направлением иска в суд и административному ответчику.
Представитель административного ответчика администрации Верховского Орловской области по доверенности Дидур И.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований указывая, что заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес> является законным, основанным на заключении о техническом состоянии строительных конструкций и инженерных сетей, составленном специализированной организацией - ООО НПО «Градостроительные решения, архитектура и дизайн». Вопреки доводам административного истца собрание собственников многоквартирного жилого дома было проведено ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией района соблюден установленный законом порядок признания спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Представитель заинтересованного лица – глава администрации Русско-Бродского сельского поселения Верховского района Орловской области Алимбаева И.И. при вынесении решения полагается на усмотрение суда, суду пояснила, что в случае удовлетворения административного искового заявления, в спорном жилом доме будет осуществлен капитальный ремонт, четыре квартиры на втором этаже, не имеющие собственников, будут поставлены на учет, как бесхозяйное недвижимое имущество.
Заинтересованные лица ГЛН, КЕА и КВН поддержали административные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные административным истцом.
Заинтересованные лица НУА, НАЮ в судебное заседание не явились, о причине неявки суд не уведомили, заявлений не направили.
В силу положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание административного ответчика и представителей заинтересованных лиц не является препятствием к рассмотрению настоящего административного дела по существу без их участия.
Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Верховского района Орловской области ДВС пояснил, что управление спорным жилым домом осуществляется собственниками квартир. Администрация муниципального образования не вправе инициировать собрание собственников жилья, представители администрации могут принимать участие в таком собрании по приглашению собственников. Неоднократно специалисты администрации беседовали с собственниками квартир, после вынесения межведомственной комиссией заключения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, собственникам было направлено требование о сносе жилого дома до определенного срока. По истечении данного срока, если бы собственники квартир не выполнили данное требования, администрация муниципального образования самостоятельно произвела бы снос дома и переселение жильцов. Данная информация в устной форме доведена до сведения собственникам квартир спорного жилого дома. Все действия по признанию жилого дома аварийным и подлежащим сносу были выполнены произведены в соответствии с действующим законодательством и консультаций с Департаментом ЖКХ Орловской области.
Свидетель КСВ в судебном заседании показал, что в составе комиссии по осуществлению контроля фактического технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>., проводил ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обследование спорного жилого дома. При обследовании дома присутствовали собственники квартир на первом этаже – КЕА и НАЮ По результатам обследования было установлено, что жилой дом является аварийным на 70%, поэтому подлежит сносу. В Департамент ЖКХ было направлено уведомление об исключении данного жилого дома из программы капитального ремонта. Рассматривался вопрос о переселении жильцов из аварийного дома. Администрацией района было вынесено постановление о ежемесячном мониторинге состояния жилого дома вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. Для включения дома в муниципальную программу по переселению из ветхого жилья необходимо провести оценку текущих расходов, при содействии Департамента ЖКХ, был заключен договор с оценщиком.
Выслушав участников процесса, специалиста, свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ст.ст.2, 20, 41 Конституции Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст.14 ЖК РФ признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания помещения жилым помещением и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 ЖК РФ).
Во исполнение данного требования закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение). Согласно содержанию пункта 1 данного Положения установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
Согласно п. 7 постановления Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции", признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение) признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным требованиям.
Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно п.33 Положения основаниями для признания жилого помещения непригодным для проживания являются: наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В силу п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
В соответствии с п.47 Положения комиссия по результатам работы может принять решение, в том числе, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 47 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующий документ: заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что многоквартирный 2-х этажный жилой дом с кадастровым номером №, ДД.ММ.ГГГГ постройки, общей площадью 286,2 кв.м., расположен по адресу: <адрес> (т.1 л.д.143-153).
В соответствии с техническим паспортом домовладения в указанном многоквартирном жилом доме находится 8 квартир, в том числе 4 квартиры – на первом этаже, 4 квартиры – на втором этаже. Процент износа дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 44% (л.д.176-206).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками помещений в указанном многоквартирном жилом доме являются:
- этаж 1 <адрес> - НУА и НАЮ;
- этаж 1 помещение № - КЕА и КВН;
- этаж 1 <адрес> – Мамонова ЗГ;
- этаж 1 <адрес>– ГЛН (т.1 л.д.107-112, 121-124, 154-162).
Сведения о зарегистрированных правах на квартиры №№,№,№,№, расположенные на втором этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (т.1 л.д.113-120).
Из пояснений административного истца и заинтересованных лиц следует, что в квартирах №, №, №, № спорного жилого дома никто не проживает, что подтверждается фотографиями, приобщенными к материалам дела (т.1 л.д.165-168).
Из письма НО «РФКР» от ДД.ММ.ГГГГ, направленного на обращение административного истца, усматривается, что плановый ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> был запланирован на ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении краткосрочного плана реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в ДД.ММ.ГГГГ» в редакции постановления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, плановый ремонт дома – 2023 год. В ходе подготовительных работ было проведено обследование жилого дома. В 2020 году получен отчет ООО «АудитЭнергоПроект» и заключение Управления государственной жилищной инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что спорный жилой дом имеет признаки аварийности (т.1 л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ с ООО «НПО ГРАД» заключен договор № на проведение технического обследования многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Обследование проведено в ДД.ММ.ГГГГ, по его результатам подготовлено заключение о техническом состоянии строительных конструкций и инженерных сетей жилого дома, согласно которому строительные конструкции дома находятся в ограниченно работоспособном состоянии, требуется выполнение ремонтно-восстановительных работ по укреплению грунта, усилению наружных стен по периметру жилого дома металлической обоймой, замене перекрытия второго этажа и замена крыши; выполнение входной группы и недостающей отмостки вокруг жилого дома, восстановление систем энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации на 2 этаже (т.1 л.д.25-37).
В соответствии с п.3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Администрацией Верховского района в целях реализации возложенных полномочий принято Постановление «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда Верховского района» № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым утверждены основные положения, регламентирующие деятельность комиссии, а так же её состав.
Согласно п.2.3 в состав межведомственной комиссии включаются представители администрации Верховского района, а также представители органов, уполномоченных на проведение муниципального жилищного контроля, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля)), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся на территории Верховского района, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (т.1 л.д.15-19).
В ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой Верховского района Орловской области проведена проверка соблюдения администрацией Верховского района Орловской области жилищного законодательства при проведении обследования технического состояния многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Верховского района, в ходе которой было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ НО «РФКР» совместно с Управлением государственной жилищной инспекции в адрес Администрации Верховского района направлено обращение с целью инициирования проведения обследования технического состояния многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года техническое обследование жилого дома не проведено. В связи с выявленными нарушениями прокурором Верховского района в адрес главы администрации Верховского района Орловской области внесено представление о принятии мер по их устранению от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.236-238).
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной главой администрации Верховского района, проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлены акт № и заключение №, из которого следует, что комиссией выявлены основания для признания указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, ввиду несоответствия требованиям п.10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (т.1 л.д.21,23).
На основании заключения Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Верховского района Орловской области издано постановление о признании многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений в доме постановлено осуществить его снос в срок до ДД.ММ.ГГГГ, направив им соответствующие требования (т.1 л.д.51-53).
ДД.ММ.ГГГГ собственниками квартир и нежилого помещения спорного жилого дома – Мамоновой З.Г., НУА., НАЮ., ГЛН, КЕА, КВН, административным ответчиком направлены требования в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить снос многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.51, 224-228).
Между тем, из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что межведомственной комиссией принято решение в отношении многоквартирного дома. Ни одна квартира 1 этажа спорного многоквартирного дома, а также нежилое помещение не обследовались. В состав комиссии, производившей обследование дома, входили только представители администрации Верховского района и Русско-Бродского сельского поселения. Представители государственного надзора (контроля), эксперты, включенные в состав комиссии, собственники жилого помещения, в обследовании участия не принимали, чем нарушен п.7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года, где указано, что собственник жилого помещения привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания органом местного самоуправления, создавшим комиссию.
В соответствии с п.п. 43, 44 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние, решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключение специализированной организации, проводящей обследование.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из требований абзаца 7 пункта 44 того же Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключение специализированной организации, проводящей обследование.
Однако, оспариваемое заключение Межведомственной комиссии приведенным требованиям не соответствуют. Так, в работе этой комиссии не принимали участия представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. Более того, вывод заключения об аварийности и непригодности для проживания указанного жилого дома Межведомственной комиссией каким-либо заключением специализированной организацией, проведшей соответствующее его обследование, не подтвержден.
В связи с этим, оспариваемое заключение Межведомственной комиссии, в любом случае, не могло явиться основанием для признания указанного жилого дома непригодным для проживания.
Следовательно, в материалах административного дела не имеется, а административным ответчиком, вопреки требованиям части 11 статьи 226 КАС Российской Федерации, не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение Межведомственной комиссией требований приведенных норм материального права, устанавливающих основания и порядок составления и принятия оспариваемого заключения.
Таким образом, заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, постановление администрации Верховского района № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу и требование администрации от ДД.ММ.ГГГГ № об осуществлении сноса жилого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют вышеизложенным нормам материального права и, одновременно с этим, нарушают имущественные права административного истца и заинтересованных лиц, как собственников квартир и нежилого помещения в указанном жилом доме.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что при подготовке указанного заключения комиссии и оспариваемого постановления органа местного самоуправления были допущены существенные нарушения требований п.п.43,44, 45 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года, которые привели к принятию комиссией преждевременного заключения, не основанного на детальной и всесторонней оценке технического состояния многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К таким издержкам, как указано в пункте 6 статьи 106 КАС РФ относятся почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами.
По общему правилу, установленному статьей 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом вышеназванных положений с Администрации Верховского района Орловской области в пользу Мамоновой З.Г. подлежат взысканию почтовые расходы в размере 538 рублей 22 копейки и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (т.1 л.д.74-75).
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 838,22 ░░░., ░░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, 538 ░░░░░░ 22 ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░