Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1257/2024 ~ М-592/2024 от 06.03.2024

УИД 62RS0004-01-2024-000900-33

дело №2а-1257/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Рязань                             08 апреля 2024 года

    

Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Эктова А.С., при секретаре судебного заседания Янковиче Г.И.,

с участием старшего помощника Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры – Кучерявенкова А.А., действующего на основании удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Рязанского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природопользования Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по разработке и утверждению положения (паспорта), оформлению охранных обязательств памятника природы регионального значения

У С Т А Н О В И Л:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что в Клепиковском районе Рязанской области располагается особо охраняемая природная территория регионального значения – памятник природы «Озеро Белое», созданный в соответствии с решением исполнительного комитета Рязанского областного Совета депутатов трудящихся от дд.мм.гггг. № с внесением сведений о границах данного памятника в Единый государственный реестр недвижимости с учетным номером <...>. Ссылаясь на то, что до настоящего времени не разработан и не утвержден паспорт данной особо охраняемой природной территории, а также не приняты меры по оформлению охранных обязательств памятника природы, в то время как именно Министерство природопользования Рязанской области является полномочным исполнительным органом в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения, просил суд:

- признать незаконным бездействие министерства, выразившееся в не принятии мер по разработке и утверждению положения (паспорта), в непринятии мер по оформлению охранных обязательств памятника природы регионального значения «Озеро Белое», расположенного на территории Клепиковского района Рязанской области;

- возложить на министерство обязанность до дд.мм.гггг. устранить допущенные нарушения, путем принятия мер по разработке и утверждению положения (паспорта), оформлению охранных обязательств памятника природы регионального значения «Озеро Белое», расположенного на территории Клепиковского района Рязанской области.

В судебном заседании административный истец (прокурор) заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям и просил их удовлетворить.

Административный ответчик в лице своего представителя в письменном отзыве против удовлетворения административного иска возражал, указывая на отсутствие в действующем законодательстве сроков для совершения испрашиваемых действий, а также необходимости получения для осуществления указанных мероприятий дополнительного финансирования. Одновременно, просил суд учесть, что предложенный прокурором срок для совершения испрашиваемых действий не является разумным, поскольку не учитывает установленную законодательством сложную процедуру их осуществления.

Суд, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии стороны административного ответчика, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства и об его отложении не просившей, доказательств уважительности причин своей неявки не представлявшей, явка представителя которой не является обязательной в силу закона и не признается таковой судом, выслушав объяснения стороны административного истца, исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к следующему.

Статья 46 Конституция Российской Федерации гласит, что действия (или) бездействие органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

По смыслу ст.ст.1, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оспаривание решений, действий (бездействия) органа государственной власти осуществляется в порядке административного производства на основании административного иска гражданина, организации, а также иных лиц.

К лицам, наделенным правом на обращение в суд с соответствующим административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и (или) неопределенного круга лиц, в том числе отнесен прокурор (ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Так, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72 Конституции Российской Федерации).

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды).

В ст.3 Закона об охране окружающей среды указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе следующих принципов: охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.58 Закона природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Непосредственно порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Согласно п.1 ст.1 Федерального закона №33-ФЗ от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» (далее по тексту – Закон об особо охраняемых природных территориях) законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации прямо указано, что охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы) является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.

Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Пунктом 1 ст.25, п.1 ст.27 данного Закона предусмотрено, что памятники природы это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны (п.10 ст.2 Закона об особо охраняемых природных территориях).

В том числе на органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены обязанности по утверждению границ и определению режима особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляется соответственно федеральным органом исполнительности власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.3 ст.26 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Непосредственно паспорт особо охраняемой природной территории областного значения – это правовой акт, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию (ст.1 Закона Рязанской области об особо охраняемых природных территориях).

Границы и режим особой охраны территории конкретного памятника природы с учетом природных особенностей определятся его паспортом, утв. уполномоченным органом (п.7 ст.18 Закона Рязанской области об особо охраняемых природных территориях).

Согласно п.7 ст.8 Закона Рязанской области об особо охраняемых природных территориях, п.6 п.1 раздела III «Положения о министерстве природопользования Рязанской области», утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. №, на территории Рязанской области исполнительным органом, уполномоченным в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения, является Министерство природопользования Рязанской области, к компетенциям которого отнесено обеспечение подготовки необходимых материалов для создания особо охраняемых природных территорий областного значения, управления и контроля в области охраны и использования таких территорий.

Исходя из вышеприведенных норм, в системе действующего правового регулирования предусмотрена безусловная обязанность по установлению охранных зон особо охраняемых памятников природы регионального значения, осуществление которой заключается в поэтапной деятельности уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (функции которого на территории Рязанской области возложены на Министерство природопользования Рязанской области), включающей в себя разработку и утверждение паспортов особо охраняемых природных территорий, а также оформление в отношении соответствующих памятников природы охранных обязательств с собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, на которых находятся такие памятники.

В свою очередь, отсутствие паспортов особо охраняемых природных территорий – памятников природы и (или) не осуществление иных мероприятий, направленных на их охрану, очевидно, создает реальную угрозу неблагоприятного антропогенного воздействия на такие объекты, и, как следствие, нарушает права неопределенного круга лиц, постоянно или временно пребывающих на особо охраняемой природной территории, на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации; а также интересы Российской Федерации, поскольку Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с принципами, установленными международными договорами, Российская Федерация выступает гарантом прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации и других федеральных законах, поэтому не должна допускать ухудшения состояния окружающей среды, при этом проводить единую государственную политику в области экологии, устанавливая порядок государственного учета антропогенной нагрузки хозяйственной и иной деятельности.

При таком положении дела, прокурор, реализуя свои полномочия, установленные законодательством о прокуратуре, вправе требовать от органа государственной власти устранения допущенных нарушений, как путем направления представления об их устранении, так и в судебном порядке.

Аналогичная правовая позиция неоднократно приводилась в судебной практике (Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2023 года № 88а-20123/2023 по делу № 2а-5395/2022, Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 июля 2023 года № 88а-15440/2023, Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2023 года № 88а-757/2023, Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 31 мая 2022 года по делу № 33а-832/2022 и др.).

В результате прокурорской проверки установлено и подтверждается материалами дела, в том числе размещенной в общем доступе информацией и лицами, участвующими в деле по существу не оспаривалось:

В Клепиковском районе Рязанской области располагается особо охраняемая природная территория областного значения – памятник природы «Озеро Белое», созданная решением исполнительного комитета Рязанского областного Совета депутатов трудящихся от 30 декабря 1974 года №366 «О признании водных объектов памятниками природы».

Сведения о границах данного памятника природы как зоны с особыми условиями использования территорий внесены в Единый государственный реестр недвижимости с учетным номером <...>.

Для указанной особо охраняемой природной территории при ее создании режим особой охраны территории памятника природы паспортом определен не был.

С целью устранения указанных нарушений действующего законодательства Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой дд.мм.гггг. министру природопользования Рязанской области было вынесено представление № с месячным сроком исполнения.

дд.мм.гггг. Министерство, не оспаривая отсутствие утвержденных паспортов отдельных памятников природы регионального значения и непосредственно необходимость их установления, уведомила прокурора о том, что в настоящее время разработаны и проходят процедуру согласования проекты постановлений Правительства Рязанской области, в соответствии с которыми будут актуализированы положения некоторых памятников, но данные мероприятия требуют дополнительного финансирования, а также о направлении соответствующей заявки в проект областного бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

По состоянию на дд.мм.гггг. положение (паспорт) рассматриваемой охранной зоны особо охраняемой природной территории остался не утвержденным, информация о чем подтверждена письмом Министерства №АМ/9-11449.

К моменту рассмотрения дела, в рамках реализации программы Рязанской области «Развитие водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства и улучшении экологической обстановки» (Программа утверждена постановлением Правительства Рязанской области от дд.мм.гггг. №) в 2024 году предусмотрены отдельные денежные средства на мероприятия по экологическому обследованию в целях создания охранных зон памятников природы регионального значения и паспортов памятников природы.

Однако, до настоящего времени для спорных объектов паспортов (положений) и охранных обязательств не имеется.

Таким образом, со стороны административного ответчика Министерства природопользования Рязанской области имеет место нарушение требований ч.3 ст.26 Закона об особо охраняемых природных территориях, п.7 ст.8, п.7 ст.18 Закона Рязанской области об особо охраняемых природных территориях, Положения о министерстве природопользования Рязанской области, выражающееся в бездействии, а именно в не разработке и не утверждении паспорта особо охраняемой природной территории регионального значения, а также в не оформлении охранных обязательств памятника природы.

Вопреки доводам стороны Министерства об обратном, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах особо охраняемых природных территорий, актуальны и обязательны для всех третьих лиц (ст ст.1, 5, 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), а потому обязанность административного органа приступить к проведению соответствующих мероприятий фактически наступила с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах спорных объектов, каковая дата и является отчетной для определения наличия (отсутствия) со стороны органа длящегося неправомерного бездействия.

Напротив, все исследованные судом доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что деятельность по реализации полномочий в области организации и функционирования охранных зон особо охраняемых природных территорий, длительное время Министерством не осуществлялось и не осуществляется, так как испрашиваемые результаты остались недостигнутыми.

В свою очередь, сам по себе факт недостаточности выделенного Министерству бюджетного финансирования на данные мероприятия в спорный период юридического значения для оценки правомерности его действий (бездействия) не имеет, поскольку отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года №21).

Выявленное бездействие влечет за собой неблагоприятное антропогенное воздействие на памятники природы, уникальные компоненты особо охраняемых природных территорий, создает угрозу их повреждения и уничтожения, а также уход ответственных за нарушение природоохранного законодательства лиц от ответственности, нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и законных интересов Российской Федерации в этой области правоотношений.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии необходимой совокупности условий для удовлетворения административного иска с признанием незаконным обозначенного прокурором и признанного наличествующим судом бездействия Министерства.

Как разъяснено в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года №21, признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (ст. 227 КАС РФ).

Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенным публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.

Учитывая это, возложение на Министерство истребуемой прокурором обязанности принять меры к разработке и утверждению положения (паспорта), и к оформлению охранных обязательств признается судом полностью обоснованным.

Вместе с тем, сроки выполнения данных обязательств находятся в зависимости от объективных обстоятельств, в том числе независящих от исполнителей, вызванных необходимостью предварительного: проведения комплексного обследования, осуществляемого на основании законодательства о контрактной системе, требующего сбора полной информации о состоянии обследуемой территории, имеющего разнообразие растений и животных, мест обитания и произрастания, преимущественно в весенне-летний период и т.п.

Разрешая при таком положении дела вопрос об установлении срока для совершения административным ответчиком действий по устранению допущенных нарушений определенным судом способом, с учетом позиций обеих сторон, суд полагает разумным, справедливым и соответствующим фактическим обстоятельствам дела установление такого срока до 31 декабря 2025 года.

Руководствуясь ст.ст.175, 177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░:

- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░:

- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2025 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2024 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1257/2024 ~ М-592/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рязанский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство природопользования Рязанской области
Суд
Советский районный суд г. Рязани
Судья
Эктов А.С.
Дело на сайте суда
sovetsky--riz.sudrf.ru
06.03.2024Регистрация административного искового заявления
06.03.2024Передача материалов судье
12.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
12.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее