Дело №2а-63/2023
УИД -22RS0039-01-2023-000042-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Петропавловское 13 марта 2023 года
Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Полетайкиной А.В.,
при секретаре Заздравных Л.Ю.,
с участием заместителя прокурора Петропавловского района Елисеенко В.Ю., административного истца Здорновой Г.М.,
представителя административного ответчика МО МВД России «Петропавловский» Воеводкина Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Здорновой Г.М. к МО МВД России «Петропавловский» о досрочном прекращении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Здорнова Г.М. обратилась в Петропавловский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением о досрочном прекращении установленного в отношении нее административного надзора.
В обоснование административного иска административный истец указывает, что решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного истца был установлен административный надзор сроком на 8 лет с административными ограничениями в виде обязательной явки для регистрации четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрета выезда за пределы населенного пункта, выбранного осужденной постоянным местом жительства. На основании решения Петропавловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, частично отменены административные ограничения в виде обязательной явки в органы внутренних дел четыре раза в месяц по месту жительства или пребывания, уменьшено количество обязательных явок в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения лица для регистрации до одного раза в месяц; отменено административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы населенного пункта, выбранного административным истцом постоянным местом жительства. Административный истец ссылается на добросовестное соблюдение административных ограничений, положительные характеристики по месту жительства и работы, а также на истечение 2/3 срока.
В судебном заседании Здорнова Г.М. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Воеводкин Е.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворении административного иска.
Выслушав стороны, заключение заместителя прокурора, полагавшего исковые требования преждевременными и не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора и административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений могут подаваться в суд органом внутренних дел или поднадзорным лицом либо его представителем.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон №64-ФЗ) административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Целями административного надзора являются: предупреждение совершения поднадзорными лицами совершения преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу ч.2 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: 1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); 2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; 3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; 4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона №64-ФЗ, административный надзор прекращается по следующим основаниям: истечение срока административного надзора; снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона); осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона); вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим; смерть поднадзорного лица; прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, если имеющаяся у него судимость погашена или снята; погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, было прекращено ранее.
В соответствии с ч. 2, 5, 6 ст. 9 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения. После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел. При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В судебном заседании установлено, что приговором Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом кассационного определения Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ) Здорнова Г.М. была осуждена по ч. 3 ст. 30, п. «а,г» ч. 3 ст. 228.1УК РФ, п. «а, г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 6 годам лишения свободы.
ДД.ММ.ГГГГ Здорнова Г.М. была освобождена из мест лишения свободы по отбытии срока наказания.
Вступившим в законную силу решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Здорновой Г.М. установлен административный надзор сроком на восемь лет (исчисляемым со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания) и административные ограничения в виде: обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета выезда за пределы населенного пункта, выбранного осужденной постоянным местом жительства (л.д.4-5, 6-7).
Установлено, что Здорнова Г.М. была поставлена на учет в МО МВД России «Петропавловский» 30.10.2017, в отношении нее заведено дело административного надзора.
Здорнова Г.М.. в настоящее время официально не трудоустроена, проживает по адресу: <адрес>.
Решением Петропавловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ частично отменено административное ограничение в виде обязанности являться для регистрации четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания, уменьшено количество обязательных явок в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения лица для регистрации до одного раза в месяц. Административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы населенного пункта, выбранного административным истцом постоянным местом жительства отменено (л.д.9-11).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией Петропавловского района Алтайского края следует, что Здорнова Г.М. состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, аналогичная информация содержится в ответе Миграционного пункта МО МВД России «Петропавловский» №»99/999 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12, 21-22).
По месту жительства и со стороны правоохранительных органов характеризуется посредственно, что следует из характеристики Администрации Петропавловского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) и характеристики УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Петропавловский» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке по осуществлению административного надзора, Здорнова Г.М. состоит на учете в МО МВД России «Петропавловский» с ДД.ММ.ГГГГ. При постановке на учет ей разъяснен порядок нахождения под административным надзором, разъяснены административные ограничения, предупреждена об ответственности за их нарушение. ДД.ММ.ГГГГ привлекалась к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ.
Привлечение Здорновой Г.М. к административной ответственности за неисполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ, за нарушение установленных судом административных ограничений подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, в частности: постановлением заместителя начальника полиции МО МВД России «Петропавловский» от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.19.24 КоАП РФ.
Из системного анализа содержания Федерального закона №64-ФЗ и постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что при решении вопросов, связанных с досрочным прекращением административного надзора, не могут не приниматься во внимание, в том числе, характер и обстоятельства совершения лицом преступного деяния, в связи с которым установлен административный надзор, данные о его личности.
Административный надзор установлен в отношении Здорновой Г.М. в связи с совершением ею особо тяжких преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, п. «а, г» ч.3 ст.228.1 УК РФ, п. «а, г» ч.3 ст.228.1 УК РФ при опасном рецидиве преступлений.
При рассмотрении дела установлено, что в течение срока административного надзора Здорнова Г.М. привлекалась к административной ответственности за несоблюдение административных ограничений, таким образом, административным истцом не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о возможном досрочном прекращении административного надзора, учитывая характер и степень общественной опасности совершенных преступлений.
При этом следует учесть, что само по себе истечение половины установленного судом срока административного надзора, положительные характеристики с места жительства, а также соблюдение установленных административных ограничений не является безусловным основанием для досрочного прекращения административного надзора, а только свидетельствуют о том, что административный истец добросовестно исполняет возложенные на нее судом обязанности и ограничения, в случае невыполнения которых может быть поставлен вопрос о привлечении ее к ответственности.
Данная позиция также отражена в Кассационном определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2022 г. N 88А-22950/2022
Объем установленных административных ограничений не препятствует нормальной жизнедеятельности поднадзорного лица, ее права и законные интересы не ограничивает, трудовой деятельности не препятствует.
Из представленных в материалы дела доказательств невозможно сделать однозначный вывод о достижении целей административного надзора, учитывая характер и общественную опасность совершенных административным истцом преступлений, за которые она отбывала наказание в местах лишения свободы.
Сохранение мер административного надзора является необходимым и соразмерным, поскольку это обусловлено интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В связи с вышеизложенным, в целом, отсутствуют доказательства, достоверно и однозначно свидетельствующие о достижении целей административного надзора в отношении Здорновой Г.М., предусмотренных Федеральным законом №64-ФЗ: предупреждение совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска суд исходит и из того, что досрочное прекращение административного надзора является правом, а не обязанностью суда, принимающего решение в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела и имеющихся доказательств.
Руководствуясь Федеральным законом №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», статьями 175 – 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░