Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1649/2023 ~ М-1175/2023 от 28.03.2023

Копия.

Дело № 2а-1649/2023

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Коломенский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шевченко С.Н., при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску

ФИО2 к Федеральной службе исполнения наказаний России, УФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК№ УФСИН России по <адрес> о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Коломенский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний России, УФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК№ УФСИН России по <адрес> о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, в котором, как следует из административного иска, просил признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков, выразившиеся в необеспечении надлежащих условий содержания ФИО2 в ФКУ ИК№ УФСИН России по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований указано, что в указанный период ФИО2 отбывал наказание в невыносимых антисанитарных, унижающих человеческое достоинство условиях.

В камерах, где он содержался, отсутствовало горячее водоснабжение, санузлы во многих камерах были в нерабочем состоянии, в них отсутствовали, либо были сломаны сливные бачки, из-за ненадлежащего состояния систем водопровода и канализации в камерах имела место повышенная влажность, сырость, система отопления в зимний период так же практически не функционировала. В камере №, где он содержался на протяжении 7 месяцев, отсутствовали освещение в туалете и ночное освещение. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был помещен в камеру №, где было разбито окно, и после жалоб на холод ему сотрудниками учреждения было выдано одеяло для того, чтобы его завесить. В камере № отсутствовала вентиляция, воздуховоды были заварены листами железа.

Банные дни в учреждении происходили лишь один раз в неделю, на прогулки его за все время содержания в учреждении не выводили, часто камера. В которой он находился, была переполнена. Питание было однообразным, качество его приготовления являлось низким, из-за чего ФИО2 страдал от болей, поскольку имеет хроническое заболевание «Гепатит C».

Приводя в обоснование вышеизложенное, административный истец просит удовлетворить заявленные им требования.

Административный истец ФИО2, принимавший участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, административный иск поддержал, настаивал на его удовлетворении в полном объеме. Дополнительно пояснил суду, что письменными возражениями административных ответчиков, содержащими сведения о проведении ремонтных работ в камерах, подтверждаются его доводы о ненадлежащем состоянии этих камер. Когда он содержался в других учреждениях, помывка производилась два раза в неделю, в камерах имелось горячее водоснабжение. Он никуда не обращался с жалобами на условия содержания, административным иском, поскольку в его камере содержались лица, которые могли в связи с этим могли применить в отношении него физическое насилие.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК№ УФСИН России по <адрес> – ФИО5, действующая на основании доверенности, с высшим юридическим образованием, в судебном заседании административный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь в обоснование своей позиции на доводы письменных возражений на административное исковое заявление, согласно которым ФИО2 содержался в ПФРСИ на территории ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, переводился из одного камерного помещения в другое, за исключением содержания в камере карантинного отделения № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 2 раза, а именно: в камерное помещение № – ДД.ММ.ГГГГ, в камерное помещение № – ДД.ММ.ГГГГ. Все перемещения осуществлялись с целью соблюдения положения ст. 33 Федерального закона № 103-ФЗ о раздельном содержании граждан в зависимости от категорий совершенных ими преступлений, обвиняемых и осужденных со вступившими в законную силу приговорами, а также обеспечения норм санитарной площади в размере 4 кв. м на одного человека.

Во всех камерных помещениях созданы удовлетворительные материально-бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии, что подтверждают ежемесячные проверки со стороны органов прокуратуры и территориального органа ФСИН России. Камеры оборудованы всем необходимым имуществом, исправным сантехническим оборудованием. Исключено содержание жилых помещений в антисанитарном состоянии: с целью профилактики грибковых и плесневых образований проводятся дополнительные санитарно-гигиенические обработки с использованием специальных средств, также при возникновении необходимости проводятся мероприятия по дератизации и дезинсекции. Стены и потолки камерных помещений находятся в удовлетворительном состоянии, проводятся косметические ремонты по мере поступления необходимого строительного о материала. Оконные рамы со стеклами в исправном состоянии, что обеспечивает благоприятный температурный режим, металлические решетки на окнах установленного обраазца не затрудняют проветривание камер. На постоянной основе проводятся ремонтные работы систем отопления, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с целью устранения недостатков, выявленных при проведении ежедневных технических осмотров, контрольных технических осмотров камерных и иных помещений режимных корпусов. Теплоснабжение в камерах режимных корпусов №№, 2 ПФРСИ на территории ФКУ ИК-6 – центральное, предоставляемое МУП «Тепло Коломны». Каждое камерное помещение оборудовано воздуховодом приточной вытяжной системы, что обеспечивает достаточную циркуляцию воздуха внутри жилого помещения. Следственно-арестованным доступна горячая вода для стирки и гигиенических целей, а также кипяченая вода для питья, которая выдается ежедневно с учетом их потребности.

Дезинфицирующие средства имеются в необходимом объеме, находятся в общем доступе, располагаются на всех этажах режимных корпусов № и №, используются исключительно под контролем сотрудника. Ежедневно в жилых камерных помещениях производится влажная уборка с использованием специальных средств, ответственным лицом за ее проведение является дежурный по камере, по заявлению которого возможно открытие отсекающей оконной решетки для помывки окон и оконных проемов. Во всех местах массового скопления лиц установлены и используются в полном объеме специальные облучатели-рециркуляторы воздуха ультрафиолетовые бактерицидные подвесного или переносного типа.

В соответствии с требованиями п. 28 главы V Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № 110 каждое камерное помещение режимных корпусов № 1 и 2 ПФРСИ, предназначенное для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, оборудовано холодильником, телевизором, не предназначенным для выхода в сеть, и радиодинамиком для вещания общегосударственной программы.

Следственно-арестованные в обязательном порядке обеспечиваются спальным местом, постельными принадлежностями – матрацем, подушкой, одеялом, постельным бельем – двумя простынями, наволочкой, одеялом, полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами – миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой, одеждой по сезону (при отсутствии собственной), книгами и журналами из библиотеки учреждения для индивидуального пользования. Указанное имущество согласно главы 5 Приказа Минюста России от 0.07.2022 № 110 «Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» выдается бесплатно во временное пользование на весь период содержания под стражей.

Подозреваемые, обвиняемые и осужденные, находящиеся в ведении ПФРСИ, реализуют свое право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Вывод на прогулку осуществляется ежедневно согласно утвержденному начальником учреждения графику.

Один раз в неделю согласно утвержденному графику для подозреваемых и обвиняемых мужского пола организуется помывка в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. В случае, если подозреваемые и обвиняемые участвовали в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время не могли помыться в душе, их помывка в душе проводится в день прибытия, либо на следующий день.

Лица, составляющие массу спецконтингента, находящиеся в ПФРСИ на территории ФКУ ИК№ УФСИН России по <адрес>, получают питание из общего котла от ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> по установленным нормам. Раздача производится ответственным из числа осужденных, назначенным дневальным по режимному корпусу №, который ежедневно обеспечивается специальным халатом, одноразовыми резиновыми перчатками и маской. Жалоб и заявлений о неудовлетворительном качестве пищи, нарушениях в ее раздаче в учреждении от других подозреваемых, обвиняемых и осужденных не поступало.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 к сотрудникам администрации с жалобами, заявлениями и предложениями не обращался, о чем свидетельствует содержание Журнала учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ПФРСИ на территории ФКУ ИК№ УФСИН России по <адрес> (режимный корпус №) № от ДД.ММ.ГГГГ.

Подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждении, медицинская помощь оказывается своевременно, в полном объеме, строго во исполнение Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».

Ремонтные работы в ПФРСИ на территории ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> ведутся постоянно. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год по мере поступления необходимого строительного материала, во всех камерных помещениях, в том числе в камерах № и №, располагающихся в режимных корпусах № и №, был произведен косметический ремонт с выравниванием и окраской стен и потолков, восстановлением наливного пола, частичной заменой элементов систем отопления, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, утративших свою бытовую принадлежность, с целью устранения недостатков, выявленных при проведении ежедневных технических осмотров, контрольных технических осмотров камерных и иных помещений.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по <адрес> – ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на доводы письменных возражений на административное исковое заявление, аналогичные доводам, изложенным представителем административного ответчика ФКУ ИК№ УФСИН России по <адрес>.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 года) никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Статьями 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации также предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права. Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47).

Согласно ч. 1 ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2 ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

В силу ч.ч. 2 и 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

В связи с отбыванием наказания в исправительном учреждении уголовно-исполнительной системы, на осужденного распространяются действия норм уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, в частности Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ), Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений). Данными нормативными актами регламентированы основные права и обязанности осужденных.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 УК РФ наказанием является мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в специализированное исправительное учреждение.

При этом согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу подп. 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Так, материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы регламентировано ст. 99 УИК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах – двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые в г. Женева 30.08.1955) (далее – Правила обращения) предусматривают, что санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (п. 12).

Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (п. 10 Правил обращения). В помещениях, где живут и работают заключенные: окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения (п. 11 Правил обращения).

Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (п. 12 Правил обращения).

Все части заведения, которыми заключенные пользуются регулярно, должны всегда содержаться в должном порядке и самой строгой чистоте (п. 14 Правил обращения).

От заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (п. 15 Правил обращения).

Заключенным, не имеющим права носить гражданскую одежду, следует выдавать комплект обмундирования, соответствующего данному климату и позволяющего поддерживать их здоровье в удовлетворительном состоянии. Эта одежда не должна иметь ни оскорбительного, ни унижающего характер.

Одежда должна содержаться в чистоте и исправности. Стирку и выдачу свежего белья следует обеспечивать в соответствии с требованиями гигиены (п. 17.1) и 2) Правил обращения).

Тюремное управление должно в обычные часы обеспечивать каждому заключенному пищу, достаточно питательную для поддержания его здоровья и сил, имеющую достаточно хорошее качество, хорошо приготовленную и поданную (п. 20 (1) Правил обращения).

Больных заключенных, нуждающихся в услугах специалиста, следует переводить в особые заведения или же в гражданские больницы. Тюремные больницы должны располагать оборудованием, установками и лекарствами, необходимыми для должного медицинского ухода за больными и для их лечения, а также достаточно квалифицированным персоналом (п. 22 2) Правил обращения).

Согласного изложенным в п. п. 2 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», разъяснениям, под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки, право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

ФИО2 был задержан ДД.ММ.ГГГГ СО по <адрес> ГСУ СК РФ по МО по ст. № УК РФ. Прибыл из УФСИН России по <адрес> в ПФРСИ на территории ФКУ ИК№ УФСИН России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, где содержался по ДД.ММ.ГГГГ, после чего убыл в распоряжение УФСИН России по <адрес>.

За время нахождения в ПФРСИ при ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> заключенный под стражу ФИО2 содержался в камере № (санитарной площадью <данные изъяты> кв.м) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в камере № (санитарной площадью <данные изъяты> кв.м) – в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При этом в материалы дела представлены копии страниц журнала количественной проверки лиц, содержащихся в ПФРСИ при ИК№ УФСИН России по <адрес>, согласно которым в период содержания административного истца в указанных камерах соблюдались нормы санитарной площади. Журналы обозревались судом в ходе судебного заседания.

В обоснование административных исковых требований ФИО2 указывал, что в нарушение действующих нормативных положений его помывка осуществлялась лишь один раз в неделю, а в камерах отсутствовало горячее водоснабжение.

Между тем согласно доводам административных ответчиков, не опровергнутых в ходе судебного разбирательства, горячее водоснабжение в камерах не предусмотрено в виду давности постройки следственного изолятора, при строительстве (проектировании) которого применялись действовавшие на тот момент нормы.

В соответствии с пунктом 31 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110, в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время с учетом их потребности.

Таким образом, нормативно-правовыми актами не предусмотрено обязательное наличие горячего водоснабжения в камере.

В соответствии с пунктом 32 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110, не реже одного раза в неделю для подозреваемых и обвиняемых организуется помывка в душе продолжительностью не менее 15 минут. Подозреваемым и обвиняемым женщинам и несовершеннолетним предоставляется возможность помывки не реже двух раз в неделю с продолжительностью каждой помывки не менее 15 минут.

Следовательно, осуществление помывки административного истца в период его содержания в учреждении не реже одного раза в неделю не может свидетельствовать о нарушении его прав.

Материалами административного дела и исследованными судом доказательствами подтверждается, что административный истец ежедневно обеспечивался бесплатным трехразовым горячим питанием (завтрак, обед, ужин), достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Нормы питания определены постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время»; Приказом Министерства юстиции РФ от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Организация питания осуществляется в соответствии с требованиями Приказа ФСИН от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы», согласно которого, в частности: приготовление пищи организуется в соответствии с раскладкой продуктов, технологией ее приготовления и санитарно- эпидемиологическими требованиями; продукты из кладовой для сухих продуктов выдаются на приготовление блюд к каждому приему пищи с разрешения и в присутствии дежурного помощника начальника учреждения УИС; продукты в котел закладываются только в присутствии дежурного помощника начальника учреждения УИС; до начала раздачи готовой пищи поварами ее качество проверяется заведующим столовой (пищеблоком) с медицинским работником; заведующий столовой (пищеблоком) совместно с медицинским работником и дежурным помощником начальника учреждения УИС производят контрольное взвешивание порций, проверяют санитарное состояние помещений столовой (пищеблока), технологического оборудования, столово-кухонной посуды и инвентаря. Результаты контроля за качеством приготовления пищи фиксируются в Книге учета контроля за качеством приготовления пищи. Раздача пищи осуществляется, согласно требований «Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы», утвержденной приказом Минюста РФ от 03.11.2005 г. № 204-дсп, в присутствии младшего инспектора на посту у камер под непосредственным контролем начальника корпусного отделения.

Камерные помещения №, № оборудованы исправными окнами, централизованным отоплением от городской котельной в исправном состоянии. Температура в камерных помещениях не ниже +19С. Государственный контракт на поставку тепла ежегодно заключается.

Как следует из доводов административных ответчиков, согласующихся с доводами административного истца, камеры, в которых содержался ФИО2, имеют естественную вентиляцию, то есть оборудованы окнами, которые имеют открывающиеся форточки, позволяющие проветривать помещение в случае необходимости. Также все камеры оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.

Система приточно-вытяжной вентиляции в камерах смонтирована в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 28.05.2001 №161 дсп «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России» вентиляционная система оборудована согласно его требованиям, а именно п. 14.14 и выполнена единообразно в виде короба по всему коридору корпуса и ответвлений от него в камеры, отсутствие ее в какой-либо отдельно взятой камере исключено. Удаление воздуха предусматривается через вытяжные каналы. Приточные и вытяжные отверстия располагались в перегородках под потолком и ограждаются металлическими решетками.

Камерные помещения оборудованы двумя светильниками потолочными (освещение включено с момента подъема 06-00 часов до отбоя 22-00 часов) с лампами по 100 Вт каждая и одним наддверным светильником 100 Вт, выполняющим функцию ночного освещения.

Подозреваемые, обвиняемые и осужденные, находящиеся в ведении ПФРСИ, реализуют свое право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Вывод на прогулку осуществляется ежедневно согласно, утвержденного начальником учреждения, графика.

Как следует из доводов административных ответчиков, в период с ДД.ММ.ГГГГ год во всех камерных помещениях, включая общие камеры № и №, был произведен косметический ремонт с выравниванием и окраской стен и потолков, восстановлением наливного пола, частичной заменой элементов систем отопления, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, утративших свою бытовую принадлежность, с целью устранения недостатков, выявленных при проведении ежедневных технических осмотров, контрольных технических осмотров камерных и иных помещений.

В административном иске ФИО2 указал, что после поступления от него сведений о наличии неисправности в камере № ему было выдано дополнительное одеяло для ее устранения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о принятии административными ответчиками всех возможных мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания ФИО2 в учреждении.

Ранее действующей Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (Инструкция СП 17-02 Минюста России), утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ДСП в целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и обязательствами, принятыми Российской ФИО1 при вступлении в Совет Европы (утратила силу по приказу Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп), допускалась возможность при реконструкции или перепрофилировании зданий иного назначения под здания ИК общего и строгого режимов, ИК особого режима для осужденных ООР, колоний-поселений не предусматривать подводку горячей воды к умывальникам в общежитиях различного вида содержания, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах, карантинах, школах для осужденных, клубах, а также к умывальникам в ДИЗО в ВК и к умывальникам в уборных для АУП в административном здании (пункт 20.5).

В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 1454/пр от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Свод правил), введенные в действие с ДД.ММ.ГГГГ, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. Лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, продолжительности обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Принимая во внимание перечисленные обстоятельства, суд приходит выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку отсутствие горячего водоснабжения в учреждении обусловлено отсутствием системы централизованного горячего водоснабжения, помывка ФИО2 осуществлялась в соответствии с действующими нормативными положениями, в камерах, где содержался административный истец, соблюдались санитарные нормы.

Основания для взыскания компенсации за нарушение условий содержания отсутствуют, так как перечисленные обстоятельства не могут быть расценены как унижающие человеческое достоинство условия, а администрацией учреждения принимаются все возможные меры для создания необходимых условий содержания.

Таким образом, факт нарушения прав ФИО2, гарантированных статьей 21 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Конвенции о защите основных прав и свобод, не установлен, поскольку условия содержания административного истца под стражей не достигли порога тяжести, чтобы охарактеризовать обращение с ним как унижающее человеческое достоинство и не является настолько существенным, что подвергает его страданиям и унижениям в крайней степени, влечет угрозу жизни, здоровью, благополучию.

Руководствуясь ч. 9 ст. 226 КАС РФ суд обязан выяснить, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 КАС РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным кодексом (часть 7 статьи 219 КАС РФ).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Приведенные законоположения закрепляют обязанность суда при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке главы 22 КАС РФ выяснять причины такого пропуска.

Вместе с тем, судом установлено, что ФИО2 содержался в ПФРСИ на территории ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, однако обратился в суд с настоящим административным иском не ранее ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя более, чем 6 месяцев после того, как он узнал о нарушении своих прав.

При этом в ходе судебного заседания ФИО2 пояснил, что не обращался с жалобами на условия его содержания, а также с настоящим административным иском ранее, поскольку содержался в камере с лицами, которые могли подвергнуть его физическому насилию в связи с данными обращениями.

По мнению суда, административным истцом не приведено доводов и обстоятельств, свидетельствующих об уважительности пропуска им процессуального срока на подачу настоящего административного иска в суд, что является дополнительным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении административного иска ФИО2

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░ ░░-№ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░> ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1649/2023 ~ М-1175/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Михайлиди Олег Николаевич
Ответчики
УФСИН России по Московской области
ФКУ ИК-6 УФСИН Рссии по Московской области
УФСИН России
Суд
Коломенский городской суд Московской области
Судья
Шевченко Сергей Николаевич
Дело на сайте суда
kolomna--mo.sudrf.ru
28.03.2023Регистрация административного искового заявления
28.03.2023Передача материалов судье
31.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.05.2023Предварительное судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.05.2023Судебное заседание
16.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2023Дело оформлено
18.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее