Дело №а-412/2023
УИД 11RS0№-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
11 мая 2023 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации сельского поселения «Зеленец» о признании бездействия незаконным, обязании обустроить стационарное электрическое освещение,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения «Зеленец» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к организации стационарного уличного освещения, обязании в срок до <дата> обеспечить организацию стационарного уличного освещения на территории муниципального образования сельского поселения «Зеленец» в районе следующих улиц: д.Парчег, <адрес> (вблизи <адрес> (вблизи <адрес>); д. Койтыбож, <адрес> (вблизи домов 2а, 4), <адрес> (вблизи <адрес>), пер. Пограничный, <адрес> (вблизи домов 1 и 2в), <адрес> (вблизи <адрес>); д.Чукачой, <адрес> (вблизи <адрес> (территория вблизи <адрес> (вблизи <адрес>); <адрес> (в районе домов 13,14), м. Ванегрезд (вблизи <адрес>), м.Пыдыгрезд (территория возле домов 82, 86, 96), м. Подворье, <адрес> (вблизи домов 14, 18А, 22А), <адрес>.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОГИБДД ОМВД России по <адрес>.
Прокурор в судебном заседании на требованиях административного иска настаивал.
Представитель административный ответчика к судебному заседания представила заявление о признании исковых требований, с указанием, что положения ст. 46, 157 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которым ответчик вправе признать исковые требования, в случае признания исковых требований суд удовлетворяет административные исковые требования, представителю ответчика понятны.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).
На основании п. 4 ст. 27 Федерального закона от <дата> № «О прокуратуре Российской Федерации», когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано также ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как это предусмотрено ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), организации освещения территории муниципального образования является элементом ее благоустройства.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона 131-ФЗ правила благоустройства территории могут также регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 131-ФЗ организация благоустройства территории поселения отнесена к полномочиям сельского поселения.
В целях реализации вышеперечисленных вопросов местного значения Решением Совета сельского поселения «Зеленец» от 06.09.2017 № IV/14-02 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования сельского поселения «Зеленец» (далее - Правила), исходя из содержания которых благоустройство территории муниципального образования представляет собой комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства территории, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, улучшение санитарного и эстетического состояния территории. К видам работ по благоустройству территории, в том числе относятся, содержание проезжей части улиц, обочин, переулков, внутриквартальных проездов, дренажных канав, освещение территории населенного пункта муниципального образования.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.11.2016 №777/пр утвержден Свод правил СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение», положениями которого предусмотрена необходимость искусственного освещения улично-дорожной сети, улиц в жилой застройке и переулках, проездов, которая должна соответствовать требованиям п.п. 7.5.1.13, 7.5.1.14 данного Свода правил. При этом установлено, что для надежной ориентации водителей и пешеходов в темное время суток освещение должно обеспечивать направление дороги или улицы.
В соответствии с п. 2.12 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Нормы освещенности приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам.
При этом под территориями общего пользования в силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из материалов дела следует, что <дата> прокуратурой при участии старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД Росси по <адрес> проведено обследование <адрес>, в ходе которого установлено, что уличная (дворовая) территория возле <адрес> в темное время суток не освещается, установками наружного освещения не обеспечена.
Также прокуратурой района <дата> при участии старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> было проведено обследование по следующим адресам: д.Парчег, <адрес> (вблизи <адрес> (вблизи <адрес>); д. Койтыбож, <адрес> (вблизи домов 2а, 4), <адрес> (вблизи <адрес>), пер. Пограничный, <адрес> (вблизи домов 1 и 2в), <адрес> (вблизи <адрес>); д.Чукачой, <адрес> (вблизи <адрес> (территория вблизи <адрес> (вблизи <адрес>); <адрес> (в районе домов 13,14), м. Ванегрезд (вблизи <адрес>), м.Пыдыгрезд (территория возле домов 82, 86, 96), м. Подворье, <адрес> (вблизи домов 14, 18А, 22А), <адрес>.
Названные территории являются территориями общего пользования, так как используются для прохода и проезда неограниченного круга лиц: жильцов домов, работников специальных служб, иных лиц, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
В соответствии с письмом Минстроя России от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04, в силу п. 19 ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, в частности организация благоустройства территории поселения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Федеральная служба по тарифам РФ в своем письме от 25.10.2010 № Н5-8575/5 «О расходах на содержание объектов наружного освещения», со ссылкой на п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, также указала на то, что расходы на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения (оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение, амортизация объектов наружного освещения, и т.п.) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения.
Исходя из содержания Федерального закона № 131-ФЗ, к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях.
В целях устранения нарушений 09.01.2023 в адрес администрации СП «Зеленец» было внесено представление. Между тем, доказательств об устранении нарушений на дату вынесения решения администрацией не представлено.
Проверкой также установлено, что в администрации поселения ведется реестр заявок на установку новых объектов уличного освещения. Анализ данного реестра показал, что с 2020 года остаются неисполненными заявки граждан, проживающих по вышеуказанным адресам, что также свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.
Как указано выше в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация благоустройства территории сельского поселения (в частности, освещения улиц).
В соответствии с ч. 2 ст. 18 названного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Непринятие мер по организации уличного освещения может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам в ночное время.
Выявленные нарушения в части содержания и обустройства указанных территорий возле жилых домов, влияют на безопасность дорожного движения, не обеспечивают охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов.
Отсутствие освещения уличной сети влечет трудности в ориентировании людей на местности, в передвижении по территории, то есть создает угрозу жизни и здоровью людей, а также является фактором, способствующим совершению противоправных действий.
Учитывая приведенные положения закона, суд приходит к выводу о том, что к ведению администрации сельского поселения «Зеленец» как органа местного самоуправления относятся вопросы организации уличного освещения, вопросы дорожной деятельности и благоустройства на территории сельского поселения, в связи с чем, отсутствие наружного уличного освещения территорий, прилегающих к указанным выше домам, свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления и нарушает права граждан.
Организация уличного освещения в пределах населенного пункта, о которых заявлено в административном иске прокурора, в силу закона является обязанностью органа местного самоуправления, на спорных участках улицы вышеуказанные требования по освещению не соблюдены, доказательств принятия необходимых и достаточных мер по организации наружного освещения территорий, прилегающих к названным жилым домам, администрацией не представлено, суд признает незаконным бездействие администрации сельского поселения «Зеленец» и возлагает на нее обязанность устранить выявленные нарушения.
Оценивая требование прокурора о возложении на ответчика обязанности принять меры по организации освещения в срок до <дата>, суд учитывает, что в ноябре уже наступает темное время суток, и полагает данный срок достаточным для совершения ответчиком возложенных на него действий.
Установление более длительного срока исполнения, приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, пользующихся уличным освещением на спорной территории.
Кроме того, ответчик в соответствии со ст.189 Кодекса административного судопроизводства РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
При вынесении настоящего решения суд также учитывает признание административным ответчиком административных исковых требований.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░: ░.░░░░░░, <░░░░░> (░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░ <░░░░░>); ░. ░░░░░░░░, <░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░ 2░, 4), <░░░░░> (░░░░░░ <░░░░░>), ░░░. ░░░░░░░░░░░, <░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░ 1 ░ 2░), <░░░░░> (░░░░░░ <░░░░░>); ░.░░░░░░░, <░░░░░> (░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░ <░░░░░>); <░░░░░> (░ ░░░░░░ ░░░░░ 13,14), ░. ░░░░░░░░░ (░░░░░░ <░░░░░>), ░.░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ 82, 86, 96), ░. ░░░░░░░░, <░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░ 14, 18░, 22░), <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░: ░.░░░░░░, <░░░░░> (░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░ <░░░░░>); ░. ░░░░░░░░, <░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░ 2░, 4), <░░░░░> (░░░░░░ <░░░░░>), ░░░. ░░░░░░░░░░░, <░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░ 1 ░ 2░), <░░░░░> (░░░░░░ <░░░░░>); ░.░░░░░░░, <░░░░░> (░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░ <░░░░░>); <░░░░░> (░ ░░░░░░ ░░░░░ 13,14), ░. ░░░░░░░░░ (░░░░░░ <░░░░░>), ░.░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ 82, 86, 96), ░. ░░░░░░░░, <░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░ 14, 18░, 22░), <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░>.