Дело № 2а-123/2023 (2а-3872/2022)
УИД 55RS0006-01-2022-005316-14 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации20 января 2023 года город Омск
Судья Советского районного суда города Омска Рыбалко О.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №7 по Омской области к Болясову Владиславу Валерьевичу о взыскании пеней по земельному налогу и имуществу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №7 по Омской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что Болясов В.В. состоит на налоговом учете в МИФНС России № 9 по Омской области и является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога с физических лиц.
По данным налогового органа Болясов В.В. является собственником следующего имущества:
- земельный участок …, расположенного по адресу: г. Омск, ул. …, дата регистрации: …;
- земельный участок …, расположенного по адресу: г. Омск, ул. …, дата регистрации: …, дата снятия с регистрации:…;
- земельный участок …, расположенного по адресу: г. Омск, ул. …, дата регистрации:…;
- земельный участок …, расположенного по адресу: г. Омск, ул. …, дата регистрации: …;
- земельный участок …, расположенного по адресу: г. Омск, ул. …, дата регистрации: …;
- земельный участок …, расположенного по адресу: г. Омск, ул. …, дата регистрации: ….
По данным налогового органа Болясов В.В. с … подключен к личному кабинету налогоплательщика.
С учетом положений ст. 52 и п.4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в адрес должника посредством личного кабинета налогоплательщика были направлены налоговые уведомления:
- № … от … на оплату земельного налога за 2018 год в размере 2163,00 руб.; за 2018 год в размере 138106,00 руб.; за 2018 год в размере 17089,00 руб.; за 2018 год в размере 34962,00 руб., по сроку уплаты не позднее …;
- № … от … на оплату земельного налога за 2019 год в размере 34962,00 руб.; за 2019 год в размере 2163,00 руб.; за 2019 год в размере 138106,00 руб.; за 2019 год в размере 17089,00 руб., по сроку уплаты не позднее …;
- № … от … на оплату земельного налога за 2020 год в размере 34962,00 руб.; за 2020 год в размере 2163,00 руб.; за 2020 год в размере 23018,00 руб.; за 2020 год в размере 17089,00 руб., за 2020 год в размере 2367,00 руб., за 2020 год в размере 112721,00 руб., по сроку уплаты не позднее ….
На основании положения ст. ст. 69,70 НК РФ налоговым органом должнику посредством личного кабинета налогоплательщика направлено требование № … от … по сроку оплаты до … об оплате:
- пени по налогу на имущество с физических лиц в размере 6,14 руб. (за период с … по … на недоимку 2083,00 руб. за 2020 год);
- пени по земельному налогу с физических лиц в общем размере 13330,61 руб. (за период с … по … в размере 464,21 руб. на недоимку 157358,00 руб. за 2020 год, за период с … по … в размере 103,14 руб. на недоимку 34962,00 руб. за 2020 год, за период с … по … в размере 5743,57 руб. на недоимку 157358,00 рублей за 2019 год, за период с … по … в размере 1276,12 руб. на недоимку 34962,00 руб. за 2019 год, за период с … по … в размере 5743,57 руб. на недоимку 157358,00 руб. за 2018 год).
В установленный в требовании срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате задолженности, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судьей с заявлением о выдаче судебного приказа.
… и.о. мирового судьи судебного участка №84 в Советском судебном районе в г. Омске мировым судьей судебного участка №37 в Советском судебном районе в г. Омске был вынесен судебный приказ №2а-….
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 84 в Советском судебном районе в г. Омске мирового судьи судебного участка № 37 в Советском судебном районе в г. Омске от … судебный приказ о взыскании с Болясова В.В. задолженности в связи с поступившими возражениями налогоплательщика был отменен.
Ссылаясь на положения НК РФ, КАС РФ, просит взыскать с Болясова В.В. задолженности в размере 13336,75 руб., а именно:
- пени по налогу на имущество с физических лиц в размере 6,14 руб. (за период с … по … на недоимку 2083,00 руб. за 2020 год);
- пени по земельному налогу с физических лиц в общем размере 13330,61 руб. (за период с … по … в размере 464,21 руб. на недоимку 157358,00 руб. за 2020 год, за период с … по … в размере 103,14 руб. на недоимку 34962,00 руб. за 2020 год, за период с … по … в размере 5743,57 руб. на недоимку 157358,00 руб. за 2019 год, за период с … по … в размере 1276,12 руб. на недоимку 34962,00 руб. за 2019 год, за период с … по … в размере 5743,57 руб. на недоимку 157358,00 руб. за 2018 год).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
С учетом того, что административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчик не выразил возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела, рассматриваемое административное дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 2 статьи 291 КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные
в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление
о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций,
а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также п. 1 ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст.23 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ (далее, нормы НК РФ изложены судом в редакции, действующей на момент возникновения обязанности принудительного взыскания недоимки у налогового органа) обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Невыполнение налогоплательщиком установленной законом обязанности по уплате налогов и сборов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст.ст. 69, 70 НК РФ).
Невыполнение данной обязанности после направления требования является основанием для применения налоговым органом мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика – физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
Из анализа положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ следует, что налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012
№ 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Обращаясь в суд, налоговый орган сослался на наличие у Болясова В.В. по состоянию на дату составления административного искового заявления задолженности по налогам и пеням.
Из материалов дела следует, что в связи с неуплатой налога Болясову В.В. направлено требование № … от … (на общую сумму 13336,75 руб.), срок для добровольного исполнения – до ….
Поскольку общая сумма налога, подлежащая взысканию по требованию превышает 10000 рублей, в соответствии с абз. 4 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обязанности принудительного взыскания недоимки у налогового органа) уадминистративного истца возникла обязанность по принудительному взысканию налога, следовательно, налоговый орган был обязан обратиться к мировому судье с заявлением до ….
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Болясова В.В. задолженности налогам и пеням налоговый орган обратился к исполняющему обязанности мирового судьи судебного участка № 84 в Советском судебном районе в г. Омске мировому судье судебного участка № 37 в Советском судебном районе в г. Омске … (дело № 2а-…), т.е. в пределах установленного абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ срока.
Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 84 в Советском судебном районе в г. Омске мирового судьи судебного участка № 37 в Советском судебном районе в г. Омске от … судебный приказ отменен, в этой связи обратиться в суд с иском налоговый орган мог не позднее ….
Как следует из материалов дела, административный иск поступил в Советский районный суд г. Омска …, соответственно в пределах шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358, 389, 401 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу положений ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В силу положений ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Поскольку Болясовым В.В. обязанность по уплате налога за 2018, 2019, 2020 год своевременно исполнена не была, в его адрес было направлено требование № … от … об уплате пени по налогу на имущество с физических лиц в размере 6,14 руб. (за период с … по.. на недоимку 2083,00 руб. за 2020 год); пени по земельному налогу с физических лиц в общем размере 13330,61 руб. (за период с … по … в размере 464,21 руб. на недоимку 157358,00 руб. за 2020 год, за период с … по … в размере 103,14 руб. на недоимку 34962,00 руб. за 2020 год за период с … по … в размере 5743,57 руб. на недоимку 157358,00 руб. за 2019 год, за период с … по … в размере 1276,12 руб. на недоимку 34962,00 руб. за 2019 год, за период с … по … в размере 5743,57 руб. на недоимку 157358,00 руб. за 2018 год).
Налоговым органом доказано соблюдение порядка принудительного взыскания налога, что подтверждается определением мирового судьи об отмене судебного приказа.
Вместе с тем, Болясовым В.В. не погашена задолженность по образовавшимся пеням в размере 13336,75 руб.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить и в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов (п. 1); пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3).
Налоговым законодательством определено, что к пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен для порядка взыскания налогов и сборов. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, требование о взыскании пени является производным от основного требования о взыскании недоимки.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом своевременно были приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Поскольку Болясов В.В. не исполнил свои обязательства по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2018, 2019, 2020 год в установленный законом срок, с него подлежит взысканию пеня в размере 13336,75 руб.
Расчет пеней судом проверен и сомнения не вызывает, в связи с чем признается верным.
С учетом изложенного, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования о взыскании с Болясова В.В. пени по налогу на имущество, пени по земельному налогу, начисленные на недоимку по указанным налогам являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ст.ст. 103, 114 КАС РФ, п. 6 ст. 52, ст. 333.19 НК РФ, с учетом разъяснений, данных в п.п. 40, 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с должника в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой заявитель освобожден в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ, в размере 533,47 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 291-294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░ …), … ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №7 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 6,14 ░░░░░░ ( ░░ ░░░░░░ ░ … ░░ … ░░ ░░░░░░░░ 2083,00 ░░░░░ ░░ 2020 ░░░;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 13330,61 ░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░ … ░░ … ░ ░░░░░░░ 464,21 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 157358,00 ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░, ░░ ░░░░░░ ░ … ░░ … ░ ░░░░░░░ 103,14 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 34962,00 ░░░░░ ░░ 2020 ░░░, ░░ ░░░░░░ ░ … ░░ … ░ ░░░░░░░ 5743,57 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 157358,00 ░░░░░░ ░░ 2019 ░░░, ░░ ░░░░░░ ░ … ░░ … ░ ░░░░░░░ 1276,12 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 34962,00 ░░░░░░ ░░ 2019 ░░░, ░░ ░░░░░░ ░ … ░░ … ░ ░░░░░░░ 5743,57 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ 157358,00 ░░░░░░ ░░ 2018 ░░░).
░░░░░ ░░░░░░░░ – 13336,75 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░ …), … ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 533,47 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░