Дело № 2а-550/2024, УИД № 51RS0002-01-2023-004688-92
Решение в окончательной форме составлено 26.01.2024.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2024 года город Мурманск
Первомайский районный суд г.Мурманска в составе председательствующего судьи Дурягиной М.С.,
при секретаре Горшковой М.Н.,
рассмотрев административное исковое заявление страхового акционерного общества «ВСК» (далее САО «ВСК») об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Первомайского округа г.Мурманска УФССП России по Мурманской области Галактионовой Н.В. по непринятию достаточных мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства №***-ИП, устранении нарушения прав,
У С Т А Н О В И Л:
В Первомайский районный суд города Мурманска поступило указанное административное исковое заявление.
В обоснование заявленных требований указано, что *** административным ответчиком возбуждено исполнительное производство №***-ИП, на основании исполнительного документа – исполнительного листа серии №*** от ***, выданного Первомайским районным судом г.Мурманска по гражданскому делу №*** о взыскании задолженности в размере *** рублей с должника Маматахунова О. в пользу взыскателя САО «ВСК».
В связи с тем, что решение суда до настоящего времени не исполнено в полном объеме в нарушение требований ч.1 ст.36 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», необходимые меры по выявлению местонахождения должника, его имущества, источников дохода не осуществлены, полагает, что права административного истца нарушены.
Административный истец просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава ОСП Первомайского округа г.Мурманска Галактионовой Н.В., в связи с неисполнением требований, предусмотренных ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Представитель административного истца САО «ВСК» Гурджиян С.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Первомайского округа города Мурманска УФССП по Мурманской области Галактионова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
Представитель административных ответчиков УФССП России по Мурманской области и судебного пристава-исполнителя Галактионовой Н.В. Тарасов А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, представил копии материалов исполнительного производства и письменные возражения на административный иск.
Заинтересованное лицо Маматахунов О. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Заслушав представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, письменные возражения административных ответчиков и копии материалов исполнительного производства №***ИП, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 5 Федерального закона 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов и актов других органов возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.
Права и обязанности судебного пристава-исполнителя прямо отражены в законодательстве Российской Федерации об исполнительном производстве, путем изложения как императивных, так и диспозитивных норм.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи. При этом истечение двухмесячного срока для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не влечет утрату взыскателем прав на удовлетворение своих требований, поскольку указанный срок не является пресекательным.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: в том числе, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество (денежные средства и ценные бумаги), изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Кроме того, ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Материалами дела установлено, что на основании решения Первомайского районного суда г.Мурманска по гражданскому делу №*** судом выдан исполнительный лист серии №*** от *** о взыскании задолженности в размере *** рублей с должника Маматахунова О. в пользу взыскателя САО «ВСК»
*** судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Первомайского округа г. Мурманска в соответствии со ст. 14, 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» возбуждено исполнительное производство №***-ИП о взыскании с должника Маматахунова О., задолженности в размере *** рублей в пользу взыскателя САО «ВСК», указанное постановление направлено сторонам в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг», идентификатор получателя ***. Взыскателю копии всех процессуальных документов направлены в единый личный кабинет, идентификатор получателя ***.
В рамках исполнительного производства от *** №***-ИП, в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», для установления имущественного положения должника, судебным приставом направлены запросы в контролирующие и регистрирующие право собственности органы.
В рамках исполнительного производства №***-ИП, в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», на основании Соглашения об организации электронного документооборота с использованием программного комплекса ОСП АИС ФССП России, для установления имущественного положения должника, судебным приставом направлены запросы в кредитные организации: АО «Тинькофф Банк», ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ», АО КБ «АГРОПРОМКРЕДИТ», АКБ «Абсолют Банк», АО «Банк ДОМ.РФ», АО «ВУЗ-Банк», АО «Райфайзенбанк», АО «Россельхозбанк», АО «СМП Банк», АО КБ «Модульбанк», АО «АБ «Россия», АО «Альфа-Банк», АО «БМ-Банк», АО «ПочтаБанк», Банк ВТБ (ПАО), Банк ГПБ (АО), Банк «ТРАСТ» (ПАО), ПАО ФК «Открытие», «Газэнергобанк» (ОАО), ОАО «СКБ-банк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ООО «Экспобанк», ООО КРЭБ «Банк Казани», ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», ПАО «НИКО-БАНК», ПАО «Сбербанк России», ПАО «Совкомбанк», ПАО Банк ЗЕНИТ, ПАО КБ «Восточный», ПАО РОСБАНК, ПАО «АК БАРС» Банк, ПАО «Банк УРАЛСИБ», ПАО «Запсибкомбанк», ПАО «МТС-Банк», ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «Уральский банк реконструкции и развития», а также в иные кредитные организации.
Из ответов на запросы в коммерческие организации адрес***, установлены два расчетных счета, открытые на имя должника в ПАО «Сбербанк России».
В соответствии со ст.ст. 68, 69, 70 ФЗ «Об исполнительном производстве» на денежные средств должника, находящиеся на расчетном счете в вышеуказанном кредитном учреждении, обращено взыскание, о чем *** вынесено соответствующее постановление. Денежные средства взысканы не были.
*** приставом вынесено постановление об отказе в объявлении розыска имущества должника.
*** вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ.
В соответствии с требованиями ст. 68 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом осуществлен выход по адресу должника, о чем составлен соответствующий акт.
Согласно акту совершения исполнительских действий от *** и от *** при выходе по адресу регистрации должник не установлен, соседей опросить не представилось возможным.
Согласно сведениям Росреестра и ГИБДД МВД России на имя должника не зарегистрировано недвижимого имущества и автотранспортных средств.
Денежные средства в рамках исполнительного производства №***-ИП взысканы не были.
В ходе ведения исполнительного производства №***-ИП, в силу невозможности осуществления исполнительных действий с должником - гражданином, применения к нему мер принудительного исполнения, судебным приставом-исполнителем были установлены обстоятельства невозможности исполнения исполнительного документа.
В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель извещается о невозможности взыскания по исполнительному документу, по которому взыскание не производилось или произведено частично, путем направления постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (далее - извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу) в случае, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества. В этом случае судебный пристав-исполнитель также составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми взыскание по исполнительному документу невозможно. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
Судебным приставом ***, ввиду невозможности установить местонахождение имущества должника, получить сведения о наличии принадлежащих должнику денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, в соответствии с ч.2 ст. 46 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве» составлен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми взыскание по исполнительному документу невозможно.
Акт утвержден начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП Первомайского округа г. Мурманска Тарасовой О.Н.
*** судебным приставом-исполнителем ОСП Первомайского округа города Мурманска Галактионовой Н.В. в соответствии п. 3 ч. 1, ч.3 ст.46, п.3 ч.1 ст.47 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве» вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству №***-ИП от ***, поскольку отсутствовали сведения о местонахождении должника и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, получить сведения о наличии принадлежащих должнику денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, а также в связи с отсутствием заявления взыскателя о розыске должника и его имущества, а все принятые судебным приставом - исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Копия указанного постановления с исполнительным документом направлена САО «ВСК».
Исполнительный документ: исполнительный лист №*** от *** по делу №*** направлен взыскателю посредством заказной корреспонденции по адресу: ***
С заявлением в порядке ст. 64,65 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об исполнительном производстве" о розыске должника и его имущества взыскатель не обращался.
Установленные в судебном заседании обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что судебным приставом-исполнителем своевременно направлялись запросы для установления имущественного положения должника, что свидетельствует о совершении судебным приставом-исполнителем конкретных действий, направленных на удовлетворение требований взыскателя.
Согласно п. 3 ч.1 ст.46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
В соответствии с ч.2 ст. 46 указанного закона в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
Частью 3 ст. 46 данного закона также установлено, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях, возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Поскольку в ходе совершения исполнительских действий в рамках исполнительного производства судебным приставом не было установлено место нахождение должника, его имущества, на которое может быть обращено взыскание, судебным приставом составлен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, и *** вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Таким образом, действия судебного пристава по окончанию исполнительного производства соответствуют требованиям п. 3 ч.1, ч.ч.2,3 ст.46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», следовательно, являются законными, в связи с чем, прав взыскателя не нарушают.
Перечень органов, в которые судебный пристав-исполнитель обязан направить запросы с целью установления имущественного положения должника, законом не установлен и определяется в каждом конкретном случае судебным приставом - исполнителем самостоятельно, исходя из личности должника, его имущественного положения, социального статуса и прочих заслуживающих внимания обстоятельств. Взыскатель вправе ходатайствовать перед судебным приставом-исполнителем о направлении запросов в иные органы и организации, мотивируя свое ходатайство имеющейся у него информацией.
Между тем таких ходатайств в рамках возбужденного исполнительного производства не заявлено.
Пунктом 12.2.5 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом Федеральной службы судебных приставов от 10.10.2010 № 682, предусмотрено направление запросов по исполнительным производствам с требованиями имущественного характера в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в банки и иные кредитные организации, иные органы, а также лицам, осуществляющим учет прав на ценные бумаги. Данные запросы направляются с письменного разрешения старшего судебного пристава.
Согласно сводке по исполнительному производству, судебным приставом произведен полных комплекс запросов в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое и движимое имущество, в банки и иные кредитные организации.
Двухмесячный срок исполнения требований исполнительного документа, установленный частью 1 ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в соответствии с частью 8 указанной статьи не является пресекательным, и его окончание не ведет к обязательному окончанию или прекращению исполнительного производства.
Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом.
Данных фактов при рассмотрении настоящего дела не установлено. Осуществленные судебным приставом меры привели к частичному погашению задолженности.
В соответствии с п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 27.09.2016 № 36 суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В настоящем случае судебный пристав-исполнитель принял процессуальное решение о возбуждении исполнительного производства, после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель приступил к совершению исполнительных действий, в частности, направил запросы в государственные органы, осуществляющие контрольные, надзорные и регистрирующие функции, а также в кредитные учреждения о наличии лицевых счетов, открытых на имя должника, обратил взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счетах в банках, на заработную плату должника, частично взыскал задолженность, осуществил выход по адресу должника.
Отсутствие более положительного результата для взыскателя от действий судебного пристава-исполнителя не может служить основанием для признания факта бездействия указанного должностного лица, так как является следствием отсутствия у должника имущества и его неплатежеспособности и не находится в причинно-следственной связи с бездействием судебного пристава-исполнителя.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что судебным приставом-исполнителем проведен комплекс мероприятий, направленных на исполнение судебного решения. Факта нарушения прав административного истца не установлено.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина, не были нарушены.
В связи с указанным административный иск не подлежит удовлетворению и по тем основаниям, что судом не установлено ни факта совершения оспариваемого бездействия, ни факта нарушения прав административного истца оспариваемым бездействием. Положения статей 68, 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом не нарушены.
Окончание исполнительного производства и возвращения исполнительного документа взыскателю не препятствует повторному предъявлению исполнительного документа к исполнению.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового требования о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, следует отказать.
Поскольку суд отказывает в удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого бездействия судебного пристава-исполнителя, не подлежат удовлетворению и требования о восстановлении нарушенных прав административного истца, поскольку являются производными от первоначальных.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.64 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 02.10.2007 №229-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░