Дело № 2а-472/2023
44RS0028-01-2023-000060-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 апреля 2023 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Юрченко Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Костромского района, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Костромского муниципального района Костромской области о приведении автодороги в нормативное состояние,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Костромского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании бездействия, выраженного в непринятии мер по проведению технической оценки состояния автомобильной дороги, возложении обязанности провести техническую оценку состояния автомобильной дороги, приведении автомобильной дороги в нормативное состояние.
В обоснование заявленных требований указал, чтопрокуратурой Костромского района проведена проверка деятельности администрации Костромского муниципального района Костромской области, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения. Обязанность по проведению технической оценки состояния автомобильных дорог местного значения, принятие автомобильных дорог в муниципальную собственность и обращение в орган государственной регистрации для оформления указанного права, содержание и ремонт автомобильных дорог вне границ населенных пунктов в пределах Костромского муниципального района Костромской области возложена на администрацию Костромского муниципального района Костромской области.Установлено, что автомобильная дорога «Яковлевское - Захарово», протяженностью 0,6 км, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Костромского муниципального района Костромской области. Вместо с темв нарушение вышеприведенных норм права техническая оценка состояния автомобильной дороги «Яковлевское- Захарово» органом местного самоуправления не проведена, право муниципальной собственности на автомобильную дорогу не оформлено, состояние автомобильной дороги не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-2017, что выражается в наличии ям, просадок.Указанные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан, участников дорожного движения, пользователей автомобильных дорог. На основании изложенного, просил признать бездействие администрации Костромского муниципального района Костромской области, выраженное в непринятии мер по проведению технической оценки состояния автомобильной дороги «Яковлевское- Захарово», протяженностью 0,6 км, а также мер по оформлению права муниципальной собственности на указанную автомобильную дорогу незаконным;обязать администрацию Костромского муниципального района Костромской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести техническую оценку состояния автомобильной дороги Яковлевское- Захарово», протяженностью 0,6 км., принять комплекс мер по оформлению права муниципальной собственности на автомобильную дорогу Яковлевское- Захарово», протяженностью 0,6 км; привести автомобильную дорогу Яковлевское- Захарово», протяженностью 0,6 км в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району, ФГБУ «Костромаавтодор».
В процессе рассмотрении дела Прокурор Костромского района в интересах неопределенного круга лиц уточнил заявленные требования, обязать администрацию Костромского муниципального района Костромской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести техническую оценку состояния автомобильной дороги Яковлевское- Захарово», протяженностью 0,6 км.; привести автомобильную дорогу Яковлевское- Захарово», протяженностью 0,6 км в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Костромского района Матасова М.С. заявленные уточненные исковые требования об обязании администрации Костромского муниципального района Костромской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести техническую оценку состояния автомобильной дороги «Яковлевское- Захарово», протяженностью 0,6 км не поддержала, остальные уточненные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.Пояснила, что судом были истребованы материалы дела № 2а-693/2019 года по иску прокурора Костромского района к администрации Костромского муниципального района об обязании провести техническую оценку состояния автомобильных дорог местного значения. По состоянию на 2019 года автомобильная дорога, которая является предметом настоящего иска, была включена в соответствующий перечень, Таким образом, в данном случае имеет место тождественность требований в указанной части. На настоящий момент автомобильная дорога Яковлевское - Захарово» не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017.
Представитель административного ответчика администрации Костромского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушании дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика администрации Костромского муниципального района Ковалева И.В., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных требований в части возложения обязанности привести автомобильную дорогу «Яковлевское- Захарово», протяженностью 0,6 км в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Костромаавтодор» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее представил отзыв, в котором указал, что автомобильная дорога «Яковлевское - Захарово» не входит в перечни автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Костромской области, утвержденные постановлением администрации Костромской области от 04.09.2006 г. № 71--а и, как следствие, не является собственностью Костромской области. Ответственность за состояние дорожного покрытия на участке автомобильной дороги «Яковлевское - Захарово» ФГБУ «Костромаавтодор» не несет.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев материалы административного дела № 2а-693/2019 г., исполнительное производство № 8380/20/44001-ИП в отношении администрации Костромского муниципального района, суд приходит к следующему.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 года № 767 утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесение к категориям автомобильных дорог (далее - Правила).
Согласно п. п. 3, 6 Правил отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при этом классификация и отнесение автомобильной дороги к соответствующей категории осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленномМинистерством транспорта Российской Федерации, в отношенииавтомобильной дороги местного значения органом местного самоуправления.
В силу п. 2,3,4 Приказа Минтранса РФ от 27.08.2009 года №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» оценка технического состояния в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления либо уполномоченной им организацией не реже одного раза в год.
В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, не превышающие 20 суток с момента выявления.
Статьей 10 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
При этом согласно ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
03 августа 2022 года Тараторин А.В. обратился в прокуратуру Костромского района с заявлением о проведении проверки по факту бездействия администрации Костромского муниципального района Костромской области в части невыполнения оценки технического состояния автомобильной дороги «Яковлевское - Захарово», принятия мер.
Прокуратурой Костромского района в рамках мер прокурорского реагирования за исх № 721ж-2022/Исорг101-22 от 10.08.2022 г. был направлен запрос в администрацию Костромского муниципального района по обращению Тараторина А.В. о неудовлетворительном состоянии автомобильной дороги «Яковлевское - Захарово».
30 августа 2022 года старшим государственным инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по Костромскому району Ивановым И.А. был составлен рапорт на имя начальника ГИБДД ОМВД России по Костромскому району, в котором указано, что 30 августа 2022 года в ходе осуществления государственного контроля (надзора) за содержанием улично - дорожной сети без взаимодействия с контролируемым лицом на участке автомобильной дороги «Яковлевское - Захарово» Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги: автомобильная дорога, протяженностью 0,6 км, в гравийном исполнении. Местами наличие на проезжей части автомобильной дороги выбоин, просадок. Информация передана в прокуратуру Костромского района.
26 сентября 2022 года администрацией Костромского муниципального района в прокуратуру Костромского района дан ответ на запрос, согласно которому между администрацией Костромского муниципального района и администрацией Шунгенского сельского поселения ежегодно заключаются соглашения об организации летнего содержания и ремонтных работ в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Костромского муниципального района, в том числе и на дорогу «Яковлевское - Захарово». В перечень автомобильных дорог общего пользования с местного значения Костромского муниципального района указанная дорога включена. Право муниципальной собственности на данную дорогу не оформлено. Оценка технического состояния дороги не проводилась. В рамках соглашений соглашения об организации летнего содержания и ремонтных работ в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Костромского муниципального района силами администрации Шунгенского сельского поселения ежегодно проводятся работы по грейдированию.
Решением Костромского районного суда от 20 января 2019 года, вступившим в законную силу, постановлено: законную силу 27 сентября 2019 года, постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора Костромского района удовлетворить.
Обязать администрацию Костромского муниципального района организовать работу по проведению технической оценки состояния автомобильных дорог местного значения Костромского муниципального района в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Костромского муниципального района организовать работу по признанию автомобильной дороги «подъезд к д. Молодеево» бесхозяйным имуществом в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представителем административного ответчика администрации Костромского муниципального района в судебном заседании не оспаривается, что автомобильная дорога «Яковлевское - Захарово», протяженностью 0,6 км, находится в неудовлетворительном состоянии.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на администрацию Костромского муниципального района должна быть возложена обязанность по осуществлению деятельности, обеспечивающей надлежащее использование и содержание автомобильного дороги «Яковлевское - Захарово», протяженностью 0,6 км, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
В соответствии с положениями статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда
При установленных по делу обстоятельствах суд устанавливает срок исполнения решения - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным.
Таким образом, уточненные исковые требования прокурора Костромского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ 0,6 ░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2023 ░░░░.