Дело № 2а-482/2023
УИД 02RS0007-01-2023-000554-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кан 29 августа 2023 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи С.А. Шадеевой,
при секретаре Н.И. Бугуевой,
с участием старшего помощника прокурора А.Н. Лыковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Канского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортным средством,
установил:
Прокурор Усть-Канского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортным средством.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка информации УГИБДД МВД по Республике Алтай о гражданах, состоящих на диспансерном наблюдении врачей нарколога и психиатра, и имеющих водительское удостоверение.
Проведенной проверкой установлено, что ФИО1, ******* г.р., имеющий водительское удостоверение № <адрес>, предоставляющее право на управление транспортными средствами категории: «В», состоит с марта 2023 года по настоящее время на учете в БУЗ РА «Усть-Канская районная больница» у врача психиатра-нарколога с диагнозом: «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя, синдром зависимости 2 ст.» (по МКБ-10: F10.222).
Сведения о выздоровлении административного ответчика в форме медицинского заключения компетентного медицинского учреждения, содержащего сведения о ремиссии, отсутствуют.
При таких обстоятельствах административный ответчик использует либо может использовать предоставленное ему право управления транспортным средством (источником повышенной опасности) при наличии к этому медицинских противопоказаний.
Так, эксплуатация транспортного средства, как источника повышенной опасности, создает повышенную вероятность причинения вреда окружающим, а управление транспортным средством лицом, имеющим медицинские противопоказания к указанному виду деятельности, ставит под угрозу гласность неограниченного круга (участников дорожного движения). Следовательно, имеются правовые основания для прекращения, имеющегося у ответчика права на управление транспортными средствами.
Прокурор, обращаясь в суд с настоящим административным иском, действует в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда окружающим вследствие управления транспортным средством лицом, имеющим медицинские противопоказания к указанному виду деятельности, и создающим угрозу безопасности неограниченного круга лиц - иных участников дорожного движения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Канского района Республики Алтай – Лыкова А.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, путем направления судебного извещения по последнему известному суду адресу регистрации и жительства.
Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу абзаца 9 статьи 5 Закона N 196-ФЗ, одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения, является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 вышеуказанного Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители, а также водителей транспортных средств.
Целью такого освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей и кандидатов в водители транспортных средств медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
При установлении обстоятельств, препятствующих управлению гражданином транспортными средствами, продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
На основании ч. 1 ст. 28 Закона N 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
В письме Минздрава России от 27.04.2015 № 14-2/2017686 «О медицинских ограничениях к управлению транспортным средством и владению оружия» указано, что до управления транспортным средством допускаются лица, страдающие психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ с пагубными последствиями, в случае снятия их с профилактического наблюдения в связи с воздержанием ими от пьянства, употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
В силу пунктов 1 и 4 ст. 23.1 Закона N 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) отнесены к перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Согласно п. 7 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, к таковым относятся: психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (по \1КБ-10: F10 - F16, F18, F19).
Тем самым, раздел II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, определяет конкретные психические заболевания, наличие которых исключает получение права на управление транспортными средствами.
Такое правовое регулирование направлено на ограничение участия лиц, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства. Из этого же исходят и Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, которые прямо запрещают водителю управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения (п. 2.7).
На основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 года № 1034н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики; осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
В силу п. 6 Порядка наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения).
Основанием для прекращения данного наблюдения является наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости»; не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом «употребление с вредными последствиями»; если медицинская организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой района проведена проверка информации УГИБДД МВД по Республике Алтай о гражданах, состоящих на диспансерном наблюдении врачей нарколога и психиатра, и имеющих водительское удостоверение, в ходе которой установлено, что ФИО1, ******* г.р., имеющий водительское удостоверение № <адрес>, предоставляющее право на управление транспортными средствами категории: «В», состоит с марта 2023 года по настоящее время на учете в БУЗ РА «Усть-Канская районная больница» у врача психиатра-нарколога с диагнозом: «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя, синдром зависимости 2 ст.» (по МКБ-10: F10.222).
Сведения о выздоровлении административного ответчика в форме медицинского заключения компетентного медицинского учреждения, содержащего сведения о ремиссии, отсутствуют.
Согласно информации БУЗ РА «Усть-Канская районная больница» ФИО1 взят на диспансерное наблюдение врача психиатра-нарколога ******* с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя 2 ст.». Посещения врача психиатра-нарколога игнорирует. На приемы не является, судить о стойкой ремиссии не представляется возможным.
Из положений ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что транспортные средства являются источником повышенной опасности.
Таким образом, имеющееся у ФИО1 заболевание относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств).
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, право оценки достоверности, допустимости, достаточности и взаимной связи доказательств также принадлежит суду.
В ходе судебного разбирательства каких-либо доказательств, опровергающих наличие у ФИО1 заболевания, препятствующего управлению транспортным средством, или наличие состояния стойкой ремиссии (выздоровления), административным ответчиком не представлено, и в судебном заседании не добыто.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что управление автотранспортным средством ФИО1, страдающим, и, следовательно, имеющего медицинские противопоказания на управление транспортным средством, установленные федеральным законодательством, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства. При указанных обстоятельствах, учитывая наличие у административного ответчика заболевания, являющегося противопоказанием для управления транспортными средствами, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░1, ******* ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░1, ******* ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░