Дело № 2а-239/2024 (№2а-3517/2023)
25RS0001-01-2023-003259-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 февраля 2024 года г. Владивосток
Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Третьяковой Д.К.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Лияскиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Приморскому краю к П о взыскании в доход бюджета задолженности в общей сумме 1 130,69 руб.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Приморскому краю (далее – МИФНС, налоговый орган), ссылаясь на нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), обратилась в суд с административным иском о взыскании с административного ответчика П в доход бюджета задолженность по налогам в общей сумме 3165,88 руб., в том числе: по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов из них: налог в размере 1 104 руб., из них в размере 230 руб. за 2014 год; в размере 263 руб. за 2015 год; в размере 611 руб. за 2016 год; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 26,69 руб., из них в размере 7,71 руб. за период с 02.12.2016 по 27.02.2017; в размере 19,98 руб. с 02.12.2017 по 01.04.2018. В обоснование требований налоговый орган указал, что П имеет на праве собственности квартиру, кадастровый номер № по адресу: <адрес>, доля в праве 1, количество месяцев владения 12. П в соответствии со ст.ст. 400-401 НК РФ начислен налог на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов из них: налог в размере 1 104 руб., из них в размере 230 руб. за 2014 год по сроку уплаты до 01.10.2015 (налоговое уведомление от 02.04.2015 №841531); в размере 263 руб. за 2015 год по сроку уплаты до 01.12.2016 (налоговое уведомление от 27.08.2016 №1100515684); в размере 611 руб. за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017 (налоговое уведомление от 14.07.2017 №16823761). В адрес налогоплательщика заказным письмом направлены налоговые уведомления 02.04.2015 №841531, от 27.08.2016 №1100515684, от 14.07.2017 №16823761 с указанием налогового периода, налоговой ставки, суммы налога, подлежащего уплате и срока уплаты. В установленный законодательством срок налог на имущество налогоплательщика не уплачен. Начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ в общей сумме 26,69 руб., в том числе, по требованию от 28.02.2017 №8453 со сроком уплаты до 04.05.2017: в сумме 7,71 руб. за период с 02.12.2016 по 27.02.2017; в размере 19,98 руб. с 02.12.2017 по 01.04.2018. На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику заказным письмом направлены требования об уплате налога №523942 от 10.11.2015, №8453 от 28.02.2017, №9547 от 02.04.2018 по реестру №3040 от 03.05.2017. Поскольку у ответчика имелась недоимка, МИФНС обратилось в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, по результатам рассмотрения которого мировым судьей судебного участка № 6 Ленинского судебного района г. Владивостока 25.09.2019 вынесен судебный приказ по делу № 2а-3405/2019, который определением от 17.10.2022 отменен. Поскольку задолженность по налогу на имущество и налогу на доходы физических лиц не оплачена административным ответчиком в полном объеме, налоговый орган обратился в суд за ее взысканием в судебном порядке с рассматриваемым административным иском.
Административный истец, административный ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении либо о рассмотрении дела в их отсутствие в адрес суда не поступало, причины не явки суду не известны.
Административный истец в заявлении просил рассмотреть административное дело в отсутствие его представителя.
В силу пункта 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В порядке части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3 НК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В порядке пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента (пункт 2 статьи 52 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
На основании пунктов 2, 6 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
При этом, в силу положений пункта 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В порядке статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (абзац 1 пункта 4 статьи 69 НК РФ).
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (абзац 2 пункта 4 статьи 69 НК РФ).
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац 4 пункта 4 статьи 69 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из абзаца 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ следует, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании положений главы 32 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Из содержания положений статей 400, 401 НК РФ следует, что налогоплательщиком налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на следующие имущество: жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 408 НК РФ (пункт 1 статьи 408 НК РФ).
Из положений пункта 2 статьи 408 НК РФ следует, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85НК РФ.
Срок уплаты налога на имущество физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) (пункт 1 статьи 409 НК РФ).
На основании пункта 2 статьи 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, порядок уплаты которого регламентирован положениями главы 31 НК РФ.
Из материалов дела установлено, что П (ИНН №) имеет в собственности: квартиру, кадастровый номер № по адресу: <адрес>, доля в праве 1, количество месяцев владения 12., в связи с чем, на основании положений 400, 401, 409 НК РФ на П возложена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в установленные пунктом 1 статьи 409 НК РФ сроки.
П в соответствии со ст.ст. 400-401 НК РФ начислен налог на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов из них: налог в размере 1 104 руб., из них в размере 230 руб. за 2014 год по сроку уплаты до 01.10.2015 (налоговое уведомление от 02.04.2015 №841531); в размере 263 руб. за 2015 год по сроку уплаты до 01.12.2016 (налоговое уведомление от 27.08.2016 №1100515684); в размере 611 руб. за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017 (налоговое уведомление от 14.07.2017 №16823761).
Согласно иску следует, что в адрес ответчика в соответствии со статьей 52 НК РФ налоговым органом заказным письмом направлялись налоговые уведомления от 02.04.2015 №841531, от 27.08.2016 №1100515684, от 14.07.2017 №16823761. В материалы дела административным истцом приложены акты от 15.06.2022 о выделении к уничтожению объектов хранения, не подлежащих хранению за 2016, 2017 года в виде файлов. Сведений об отправлении налогоплательщику уведомления №841531 от 02.04.2015 не представлено.
П начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ в общей сумме 26,69 руб., в том числе, по требованию от 28.02.2017 №8453 со сроком уплаты до 04.05.2017: в сумме 7,71 руб. за период с 02.12.2016 по 27.02.2017; в размере 19,98 руб. с 02.12.2017 по 01.04.2018. На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлены требования об уплате налога №523942 от 10.11.2015, №8453 от 28.02.2017, №9547 от 02.04.2018 по реестру №3040 от 03.05.2017. Административный истец указал, что требования были направлены П заказанным письмом.
Согласно приложенному реестру почтовых отправлений следует, что в адрес П направлено почтовое отправление с номером ШПИ 65097527896343, которое согласно отчету об отслеживании почтового отправления сдано в отделение почты 12.09.2018, вручено адресату 24.09.2018. Вместе с тем, требование №9547 от 02.04.2018 содержало срок уплаты до 18.05.2018. Таким образом, требование было направлено за пределами срока исполнения.
В связи с имеющейся у П задолженностью по уплате налога на имущество, МИФНС в порядке главы 11.1 КАС РФ обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № 6 Ленинского судебного района г. Владивостока Приморского края 25.09.2019 выдан судебный приказ по делу № 2а-3405/2019, который определением от 17.10.2022 мировым судьей был отменен по заявлению должника.
Проверяя процедуру направления требований об уплате недоимки, учитывая, что административным истцом не предоставлены доказательства направления налогоплательщику П уведомлений и требований за 2015-2017 г.г., требование №9547 от 02.04.2018 направлено за пределами срока исполнения, в связи с чем, суд полагает, что налоговым органом не исполнена процедура, предшествующая принудительному взысканию недоимки.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налогов является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 13 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2014-2016 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 1 130,69 ░░░., - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 15.02.2024.