Дело № 2а-8006/2024
УИД 35RS0010-01-2024-010765-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 16 июля 2024 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Давыдовой О.Н.,
при секретаре Джафаровой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Вологды Янушевича А.В. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Дмитриенко Е. А. о признании информации запрещенной,
установил:
заместитель прокурора города Вологды Янушевич А.В., действуя в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Дмитриенко Е.А., мотивируя тем, что прокуратурой города Вологды проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на странице пользователя с ник-неймом «<данные изъяты>» в социальной сети «ВКонтакте» сети Интернет размещены следующие материалы:
1). Публикация с текстом «<данные изъяты>.». К публикации имеется видеозапись продолжительностью 1 мин. 37 сек., на которой демонстрируется лозунг: «<данные изъяты>» запрещенной в Российской Федерации националистической организации «<данные изъяты>» (электронный адрес: <данные изъяты>). Публикация, а также видеозапись размещены 24.02.2024 г. Публикация имеет 673 просмотра, 6 отметок «нравится», 2 репоста.
2). Публикация с текстом: «<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Публикация, а также изображение размещены 13.05.2022 г. Публикация имеет более 2500 просмотров просмотра, 21 отметку «нравится», 3 репоста.
Ввиду того, что страница в социальной сети «ВКонтакте» находится в открытом доступе, все записи, размещенные на ее странице, а также комментарии к ним, в том числе указанный выше комментарий доступны для обозрения неограниченному кругу лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать информацию, размещенную на электронных ресурсах с URL-адресами: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, г. Москва, Россия, 109074), для включения указателей электронных ресурсов в сети «Интернет» с URL-адресами: <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Оленева А.Н. административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебное заседание административный ответчик Дмитриенко Е.А. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Направил отзыв, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закон № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 10 Закон № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закон № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу части 1 статьи 9 Закон № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон № 114-ФЗ) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), подстрекательство либо публичные призывы к их осуществлению, являются экстремистской деятельностью (экстремизмом).
Частью 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона № 114-ФЗ экстремистские материалы - предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Согласно статье 12 Федерального закона №114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона №114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Как следует из материалов дела, на странице пользователя с ник-неймом «<данные изъяты>» в социальной сети «ВКонтакте» сети Интернет размещены следующие материалы:
1). Публикация с текстом «<данные изъяты> К публикации имеется видеозапись продолжительностью 1 мин. 37 сек., на которой демонстрируется лозунг: «<данные изъяты>!» запрещенной в Российской Федерации националистической организации «<данные изъяты>» (электронный адрес: <данные изъяты>). Публикация, а также видеозапись размещены 24.02.2024 г. Публикация имеет 673 просмотра, 6 отметок «нравится», 2 репоста.
2). Публикация с текстом: «<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Публикация, а также изображение размещены 13.05.2022 г. Публикация имеет более 2500 просмотров просмотра, 21 отметку «нравится», 3 репоста.
Ввиду того, что указанная страница в социальной сети «ВКонтакте» находится в открытом доступе, все записи, размещенные на ее странице, а также комментарии к ним, в том числе указанный выше комментарий доступны для обозрения неограниченному кругу лиц.
Свободное распространение экстремистских материалов нарушает интересы Российской Федерации, поскольку препятствует реализации основных принципов противодействия экстремистской деятельности, установленных статьей 2 Федерального закона №114-ФЗ, к числу которых относятся: признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; законность; приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
Вход на данный сайт является свободным, не требует предварительной регистрации и введения пароля, ознакомиться с содержанием страницы сайта может любой пользователь.
Таким образом, имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на указанном сайте.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу пункта 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
При изложенных обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ URL-░░░░░░░░:
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░. 7, ░░░. 2, ░. ░░░░░░, ░░░░░░, 109074), ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ URL-░░░░░░░░:
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> ░ «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.07.2024 ░.