УИД №31RS0009-01-2023-000502-72 дело №2а-281/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 г. | г. Грайворон |
Грайворонский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Белашовой Л. П.,
при ведении протокола помощником судьи Солодовник Н.П.,
с участием помощника прокурора прокуратуры Грайворонского района Шеставина Д.А.,
представителя административного ответчика Жуковой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Грайворонского района Белгородской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Грайворонского городского округа о признании незаконным бездействия, об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Грайворонского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском к администрации Грайворонского городского округа о признании незаконным бездействия, об обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска сослался на то, что прокуратурой Грайворонского района проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В ходе проверки было установлено, что администрация городского округа не предпринимает мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильную дорогу местного значения по ул. <адрес> в с. <адрес>. Данный участок дороги числится в реестре муниципальной собственности, но не поставлен на кадастровый учет, право муниципальной собственности не зарегистрировано. Документы о приеме указанной дороги в эксплуатацию отсутствуют. Администрация никаких мер, направленных на регистрацию права собственности на указанное имущество не предпринимает. Указанное бездействие способствует созданию опасности для здоровья населения, поскольку приведение транспортной инфраструктуры в надлежащее состояние без учета и регистрации права собственности на автомобильные дороги невозможно. Бездействие администрации Грайворонского городского округа по постановке на государственный кадастровый учет и последующей регистрации права собственности на автомобильную дорогу местного значения нарушает право граждан на безопасные условия дорожного движения.
Административный истец с учетом уточненных исковых требований просит признать незаконным бездействие администрации Грайворонского городского округа, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и оформлению права собственности на автомобильную дорогу местного значения протяженностью 360 метром и шириной 3,5 метра, с видом покрытия – асфальтобетон, идентификационный номер – 142328022 ОП МП 182 по ул. <адрес>, с. <адрес>. А также обязать администрацию Грайворонского городского округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить указанную автомобильную дорогу на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на указанный объект.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Шеставин Д.А. поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении доводам.
Представитель административного ответчика Жукова А.А. исковые требования не признала, при этом не оспаривала то обстоятельство, что администрацией указанная дорога не поставлена на кадастровый учет. Указала, что ответчиком принимаются меры по надлежащему содержанию дороги, заключен контракт на ремонт автодороги.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор вправе в порядке ст.39 КАС РФ обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В соответствии со ст. 5 - обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п.1 ст.3).
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п.9 ст. 6 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 6, 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет и права на которые подлежат государственной регистрации.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.).
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что автомобильная дорога протяженностью 360 метром и шириной 3,5 метра, с видом покрытия – асфальтобетон, идентификационный номер – 142328022 ОП МП 182 по ул. <адрес>, с. <адрес> относится к дорогам местного значения, числится в реестре муниципальной собственности, но не поставлена на кадастровый учет и не зарегистрировано право собственности на нее.
В ходе прокурорской проверки соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в результате которой установлено, что администрация Грайворонского городского округа не предпринимает мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильную дорогу местного значения по ул. <адрес>, расположенную на территории села <адрес>.
В соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения Грайворонского городского округа, утвержденного Постановлением администрации Грайворонского городского округа № 349 от 28 июня 2021 г., дорога по ул. <адрес> села <адрес> имеет протяженность 0,4, ей присвоен идентификационный номер 14 232 802 2 ОП МП 182, вид покрытия – грунт (л.д.6-14).
Согласно сведений, представленных администрацией Грайворонского городского округа автомобильная дорога местного значения по ул. октябрьская с<адрес>, числится в реестре муниципальной собственности, но не поставлена на кадастровый учет и право собственности на нее не зарегистрировано (л.д.5).
Ответчиком не оспорено, что как на момент предъявления настоящего иска прокурором, так и на момент рассмотрения дела по существу, администрация Грайворонского городского округа требования федерального законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения в отношении спорного объекта не выполнило, никаких мер по регистрации права собственности не предприняло, что свидетельствует об уклонении ответчика от реализации возложенных обязанностей по должной организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Указанное бездействие администрации Грайворонского городского округа нарушает права граждан на безопасные условия дорожного движения и создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
При таком положении, исковые требования являются обоснованными, подтверждены совокупностью допустимых письменных доказательств, поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме.
Избранный прокурором способ защиты интересов неопределенного круга лиц соответствует ст. 12 ГК РФ, поскольку защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда, суд, исходя из принципа разумности, характера допущенных административным ответчиком нарушений, соглашается с доводами прокурора о необходимости выполнения требуемых обязанностей в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 360 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3,5 ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 142328022 ░░ ░░ 182 ░░ ░░. <░░░░░>, ░. <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.