Дело № 2а-1275/2024 (2а-4482/2023)
УИД 24RS0013-01-2023-004203-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2024 года пгт. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хомченко И.Ю.,
при секретаре Лошмановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Обедниной Натальи Владимировны к Администрации Емельяновского района Красноярского края, Муниципальному казенному учреждению «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», и.о. начальника отдела архитектуры Муниципального казенного учреждения «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Конопелько А.И. о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Обеднина Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района», и.о. начальника отдела архитектуры Муниципального казенного учреждения «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Конопелько А.И., в котором просит признать незаконным письменное сообщение МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района» №8358 от 09.11.2023; признать незаконным бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края по непринятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1500 кв.м. путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140103:700; возложить на уполномоченный орган обязанность принять в порядке абз.7 ст. 12 ГК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1500 кв.м. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что 04.10.2023 Обеднина Н.В. обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением вх. № 9257 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с целью использования - для ведения огородничества, путем образования земельного участка площадью 1500 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140103:700:ЗУ1, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Элита, в аренду на 3 года. Сообщением от 09.11.2023 исх.№ 8358 за подписью начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Конопелько А.И. в разделе земельного участка и образовании в его границах земельного участка площадью 1500 кв.м. отказано по причине расположения земельного участка в двух территориальных зонах Р-2 и П-2. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для целей ведения огородничества в нарушение п.6 ст.11.4, п.7 ст.39.15 ЗК РФ, при отсутствии оснований из числа п.8 ст. 39.15 ЗК РФ принято не было, что образует состав бездействия. Сообщение от 09.11.2023 исх. №8353 и допущенное бездействие со стороны администрации Емельяновского района Красноярского края нарушает права истца Обедниной Н.В. на владение и пользование земельным участком. На основании изложенного, истец обратилась в суд с данным иском.
Административный истец Обеднина Н.В. надлежащим образом извещенная о времени, дате и месте судебного заседания, посредством направления судебного извещения почтовой связью, в судебное заседание не явилась.
Представители административных ответчиков Администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», и.о. начальника отдела архитектуры Муниципального казенного учреждения «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Конопелько А.И., представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Красноярскому краю, СНТ «Аленушка», ПАО «Совкомбанк», заинтересованное лицо Забабурин В.А. надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, посредством направления судебного извещения почтовой связью, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
Согласно ч.1 ст.11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам предусмотрены ст. 11.9 ЗК РФ.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 04.10.2023 Обеднина Н.В. обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением (вх. № 9257) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с целью использования - для ведения огородничества, путем образования земельного участка площадью 1500 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140103:700:ЗУ1, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Элита, в аренду на 3 года.
Письмом от 09.11.2023 исх. №8358 за подписью начальника отдела архитектуры МКУ «Управление земельно - имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Конопелько А.И. в формировании испрашиваемого земельного участка, отказано, поскольку в соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ? основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которой не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (пп. 2, 3). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими Федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ). Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140103:700 был сформирован администрацией Элитовского сельского совета с нарушением норм земельного и градостроительного законодательства, а именно в двух территориальных зонах: Р-2 и П-2, согласно действующих на момент образования земельного участка Правил землепользования и застройки Элитовского сельсовета.
По делу установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140103:700 поставлен на государственный кадастровый учет 03.05.2017, имеет категорию земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение огородничества; площадь земельного участка составляет 32725+\- 63 кв.м.; сведения о правообладателе объекта в ЕГРН не внесены; данных о регистрации права собственности или аренды земельного участка 24:11:0140103:700 в выписке из ЕГРН не имеется; в пределах данного земельного участка расположен объект недвижимости (водоснабжение) с кадастровым номером 24:11:0000000:16443.
Указанный объект является объектом водохозяйственного назначения протяженностью 870 м., правообладателем которого с 12.03.2014 является Забабурин В.А.
Из приложенной к заявлению Обедниной Н.В. от 04.10.2023 схемы следует, что испрашиваемый к формированию земельный участок не имеет пересечений с территориальными зонами, препятствующими его образованию и разделу земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140103:700, а также пересечений с линейным объектом с кадастровым номером 24:11:0000000:16443.
В соответствии с п.7 ст. 11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для осуществления пользования недрами, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно ч.4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
В соответствии с ч.2 ст. 85 ЗК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Отказывая истцу в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, площадью 1500 кв.м., административным ответчиком в сообщении от 09.11.2023 исх. № 8358 указано на то, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140103:700, был сформирован администрацией Элитовского сельского совета с нарушением норм земельного и градостроительного законодательства, а именно в двух территориальных зонах: Р-2 и П-2 согласно действующих на момент образования земельного участка Правил землепользования и застройки Элитовского сельсовета.
Вместе с тем, по делу установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0140103:700, образован в результате объединения смежных участков с кадастровыми номерами 24:11:0140103:677 и 24:11:0140103:655. Согласно постановлению Администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района от 02.12.2016 №1325 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», образуемый земельный участок расположен в зоне садоводческих и огороднических объединений – Р3. Доказательства того, что данное постановление признано незаконным, суду не представлено.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие обстоятельства, явившиеся основанием для отказа административному истцу в предоставлении земельного участка, общей площадью 1500 кв.м., образуемого в пределах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140103:700, равно, как и не представлены доказательства, свидетельствующие о формировании земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140103:700 с нарушением требований действующего законодательства.
На основании изложенного, учитывая, что административным ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности формирования испрашиваемого истцом земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140103:700, заявленные требования истца о признании незаконным решения Муниципального каченного учреждения «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» от 09.11.2023 года (исходящий номер 8358 принятого, в связи с поступившим 04.10.2023 (входящий номер 9257) заявлением Обедниной Н.В., об отказе в предварительном согласовании земельного участка, площадью 1500 кв.м., являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд не находит оснований для возложения на административного ответчика обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого Обедниной Н.В. земельного участка, поскольку суд не вправе подменять собой компетентный орган местного самоуправления, возлагая на себя полномочия, входящие в исключительную компетенцию данного органа; принятие решения требует соблюдения особой процедуры, установленной законом для органов местного самоуправления.
С учетом установленных по делу обстоятельств, в целях восстановления прав и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым обязать административного ответчика в двадцатидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Обедниной Н.В. от 04.10.2023 вх. № 9257.
Рассматривая требования истца о признании незаконным бездействия администрации Емельяновского района Красноярского края по непринятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1500 кв.м. путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:11:0140103:700, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно п. 7.1 ст. 39.15 РФ, в случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 7 настоящей статьи, может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. О продлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Учитывая, что действующим законодательством на уполномоченный орган возложена обязанность проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, принимая во внимание, что ответчиком было принято соответствующее решение, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным бездействия администрации Емельяновского района Красноярского края по непринятию решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого истцом земельного участка. Письменное сообщение от 09.11.2023 (исх. №8358) об отказе в предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка, вопреки доводам истца, является действием, которому судом дана оценка; оснований полагать, что административным ответчиком – администрацией Емельяновского района Красноярского края было допущено бездействие, не имеется.
Руководствуясь, ст.ст. 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ 09 ░░░░░░ 2023 ░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░ 8358), ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░ 9257) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1500 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░ 9257) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.05.2024.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.