Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-393/2023 ~ М-333/2023 от 30.05.2023

№а-393/2023

УИД 25RS0№-13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                                                                             ДД.ММ.ГГГГ года

<адрес> в составе председательствующего судьи Казаковой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Полеян Р.Е.,

с участием представителя административного истца Волошиной Н.А.,

представителя административного ответчика Бурдоновой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы администрации Осиновского сельского поселения Михайловского муниципального района <адрес> к отделу судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> об освобождении от уплаты исполнительского сбора, с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц прокурора <адрес>, УФССП России по <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Глава администрации Осиновского сельского поселения обратился в суд с названным административным исковым заявлением указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ отделом судебных приставов возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа, выданного Михайловским районным судом на основании судебного решения которым администрация обязана обеспечить меры противопожарной безопасности в течение 24 месяцев с момента его вступления в законную силу. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, однако фактические основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют. Так, в рамках исполнения судебного решения администрацией сельского поселения принята программа по обеспечению пожарной безопасности на территории Осиновского сельского поселения на 2022-2024 годы, в <адрес> установлены два пожарных водоема и четыре пожарных резервуара, по <адрес> два пожарных резервуара; в <адрес> установлены пять пожарных гидрантов, по <адрес> пять пожарных резервуаров. Вместе с тем, ввиду отсутствия достаточных финансовых средств исполнение решения суда в полном объеме в настоящее время невозможно. Администрация обращалась в администрацию муниципального образования, муниципальный комитет которыми в предоставлении дополнительных средств для указанных целей отказано. Ограниченность бюджетного финансирования, обязанность использования выделенных внебюджетных средств строго по их целевому назначению в установленном законом порядке предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок. Наложенный судебным приставом-исполнителем исполнительский сбор является для администрации значительной суммой, учитывая объективные причины невозможности исполнения решения суда в установленный срок, взыскание исполнительского сбора нельзя признать обоснованным. На основании изложенного административный истец просит освободить администрацию Осиновского сельского поселения Михайловского муниципального района <адрес> от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.

В судебном заседании представитель административного истца доводы административного иска поддержала по основаниям, в нем изложенным, просила освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора.

Представитель административного ответчика – отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению, поскольку судебное решение к настоящему времени не исполнено, исполнительский сбор наложен в соответствии с требованиями закона, оснований для освобождения должника от его уплаты не имеется.

Заинтересованное лицо – прокурор <адрес> надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об отложении не просил.

Заинтересованное лицо – представитель УФССП России по <адрес> надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об отложении не просил.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения явившихся участников, исследовав материалы административного дела №а-11/2020, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением Михайловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования прокурора <адрес> о признании бездействия администрации Осиновского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по обеспечению противопожарной безопасности незаконным. Решением суда на администрацию сельского поселения возложены обязанности по обеспечению мер противопожарной безопасности в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: обеспечить населенные пункты поселения <адрес> наружными источниками пожаротушения в соответствии с требованиями пожарной безопасности (пожарными резервуарами, водоемами, пирсами, пожарными гидрантами а также запасами воды для целей пожаротушения) с учетом прокладки рукавных линий от источника наружного противопожарного водоснабжения до объектов защиты длиной не более 200 метров.

Определениями Михайловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ администрации отказано в удовлетворении заявлений о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> обратился за выдачей исполнительного листа по настоящему делу.

ДД.ММ.ГГГГ отделом судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> в отношении администрации Осиновского сельского поселения возбуждено исполнительное производство №-ИП.

Поскольку должник в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа не исполнил, постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 116 настоящего Федерального закона.

Положениями ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор – это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п.п. 1, 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей (п. 3).

Основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Положениями ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, в соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, возможно при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

В п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, для удовлетворения заявления о снижении размера исполнительского сбора необходимо устанавливать степень вины должника, иные существенные обстоятельства. В каждом случае при рассмотрении заявления об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежат установлению конкретные обстоятельства, связанные с исполнением судебного акта, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

При этом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Приведенная правовая позиция получила свое развитие в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.

Исходя из смысла приведенных законоположений, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.

Оценивая представленные административным истцом доказательства, требования закона, суд учитывает, что администрацией сельского поселения принимались меры по исполнению решения суда. Так, администрацией сельского поселения принята программа по обеспечению пожарной безопасности на территории Осиновского сельского поселения на 2022-2024 годы, в <адрес> установлены два пожарных водоема и четыре пожарных резервуара, по <адрес> два пожарных резервуара; в <адрес> установлены пять пожарных гидрантов, по <адрес> пять пожарных резервуаров.

Судом также учитывается, что решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, срок его исполнения установлен продолжительностью 24 месяца, в предоставлении отсрочки его исполнения администрации сельского поселения отказано, исполнительное производство возбуждено ДД.ММ.ГГГГ.

Следует также учитывать предмет исполнения судебного акта – обеспечение мер пожарной безопасности.

Учитывая что отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, принимая во внимание, что обязанности по обеспечению пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения в силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложены на сельское поселение и должны были исполняться сельским поселением как до обращения с административным иском в суд прокурора, так и после принятия судом решения о его удовлетворении, суд приходит к выводу о наличии в действиях администрации сельского поселения вины в несвоевременном исполнении судебного акта.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание срок исполнения судебного акта, меры, принятые административным истцом к его исполнению, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора и отсутствии оснований для освобождения должника от его взыскания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 37500 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>

    ░░░░░                                                                                         ░░░░░░░░ ░.░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-393/2023 ~ М-333/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
администрация Осиновского сельского поселения
Ответчики
ОСП Михайловского района
Другие
Прокуратура Михайловского района
Суд
Михайловский районный суд Приморского края
Судья
Казакова Д.А.
Дело на сайте суда
mihaylovsky--prm.sudrf.ru
30.05.2023Регистрация административного искового заявления
31.05.2023Передача материалов судье
01.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
01.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2023Подготовка дела (собеседование)
29.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее