Дело № 2а-1073/2022
76RS0014-01-2022-000039-55
Изготовлено 16.03.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 11 марта 2022 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Воробьевой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Простовой Анастасии Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетней Простовой Елизаветы Денисовны, к Департаменту образования мэрии города Ярославля о признании приказа незаконным,
установил:
Простова А.С., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратилась в суд с административным иском к Департаменту образования мэрии города Ярославля о признании приказа №01-06/6222 от 27 декабря 2021 года «Об отказе в выдаче разрешения на куплю-продажу жилого помещения несовершеннолетней ФИО1» незаконным, обязании выдать разрешение на куплю-продажу жилого помещения несовершеннолетней.
В обоснование требований указано, что Простова А.С., является мамой несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. В 2012 года на имя Простовой Е.Д была приобретена 7/10 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Имеется желание переехать жить за город, где лучше экологическая обстановка, больше возможностей для приучения к труду, возможность ведения домашнего хозяйства. Поскольку в квартире несовершеннолетняя имела долю, то для осуществления отчуждения имущества несовершеннолетней требуется разрешение органов опеки и попечительства. Приказом №01-06/6222 от 27 декабря 2021 года отказано в выдаче разрешения на куплю-продажу жилого помещения несовершеннолетней ФИО1 Административный истец считает приказ неправомерным, не отвечающим требованиям законодательства, интересам несовершеннолетней. Несовершеннолетняя должна была стать единоличной собственницей дома и земельного участка. Выбранный дом является отапливаемым, электрифицированным, в доме организовано водоснабжение о водоотведение (септик). Дом является пригодным для проживания. Отсутствие газа - не ухудшение степени благоустройства жилого помещения, а наоборот – экологичность. Более того, имущественное положение несовершеннолетней в результате предлагаемой сделки будет только улучшаться. Усматривается злоупотребление правами со стороны административного ответчика, поскольку он выходит за рамки отведенной ему компетенции, в результате чего нарушается основное конституционное право определенное ст.35 Конституции РФ.
Простова А.С. поддержала административное исковое заявление по доводам, изложенным в нем. Указала, что имеет намерение приобрести и зарегистрировать право собственности на дом за несовершеннолетней. В доме есть канализация (септик), вода, электричество, отопление от электрического котла. Дом каркасно-щитовой. Не знает когда установлен котел. Газа в доме нет. Имеется скважина. Дом оборудован всем необходимым. Площадь дома 48 кв.м. Отопление и горячая вода от электрического котла. Оценка недвижимости произведена. В доме помещения: кухня, гостиная, изолированная спальня. Электрическое отопление не хуже центрального. Внутри стены у дома гипсокартонные. Не знает, чем оббит дом снаружи. Полагает, что жилой дом с котлом и септиком равноценен квартире в кирпичном доме с централизованным отоплением, канализацией. Несовершеннолетняя сама желает переехать в дом. Она учится в городе. В семье есть машина, кроме того имеется расписание автобусов. В квартире проживает Голызина. Семья снимает квартиру на <адрес>. Дом в настоящее время не куплен. Фотографии дома представлены с сайта «Авито». Несовершеннолетней принадлежит на праве собственности доля в квартире в кирпичном доме. Квартира двухкомнатная, имеются спальня, гостиная и кухня. Все помещения отдельные, но очень маленькие. Все доказательства представлены суду.
Представитель административного ответчика по доверенности Филиппова Н.А. просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, поддержала отзыв на административный иск. В отзыве указано следующее. Решение комиссии по опеке и попечительству над несовершеннолетними при департаменте образования мэрии города Ярославля принимается на основании представленных документов, а также в соответствии с нормами действующего законодательства. В соответствии с п. 3.3. Постановления Администрации ЯО от 21.01.2008 N 5 (ред. от 11.06.2020) "Об отдельных вопросах деятельности органов опеки и попечительства по охране и защите прав детей" разрешение (согласие) на совершение сделки по отчуждению жилого помещения, в отношении которого несовершеннолетний имеет право собственности, выдается при соблюдении следующих условий: по условиям сделки у несовершеннолетнего возникает право собственности на приобретаемое жилое помещение, аналогичное имеющемуся праву собственности в отношении отчуждаемого жилого помещения; приобретаемое жилое помещение является равноценным отчуждаемому жилому помещению. При этом под равноценным жилым помещением понимается жилое помещение, равноценное или лучшее по совокупности потребительских качеств (площадь, планировка, степень благоустройства, вид отопления, наличие горячей и холодной воды, канализации, тип газового снабжения). По представленным документам приобретаемое жилое помещение представляет собой каркасно-щитовое строение, назначение - жилое, расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>, вид отопления - электрический котел (не централизованное), водоснабжение - скважина, канализация - септик (кроме того, индивидуальные жилые строения всегда требуют существенных материальных и физических вложений для поддержания жилого помещения в состоянии пригодном для проживания собственными силами собственника). На основании вышеуказанных сведений комиссии представилось возможным сделать вывод о том, что приобретаемое жилое помещение не является равноценным отчуждаемому по совокупности потребительских качеств (обладает худшими потребительскими качествами).
Заинтересованное лицо Простов Д.С. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело без своего участия, не возражал против административных исковых требований.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Суд установил, что несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ принадлежит 7/10 доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (общая площадь 44,5 кв.м). Родители несовершеннолетней – Простова А.С. и Простов Д.С. 3/10 доли в праве собственности принадлежит ФИО2 Простова А.С. и Простова Е.Д. проживают по адресу: <адрес>. ФИО1 учится в школе в г. Ярославле <данные изъяты>
ФИО2 не зарегистрирована в указанной квартире, зарегистрирована ФИО3
Из материалов дела, а также пояснений стороны административного истца следует, что квартира по адресу: <адрес>, расположена в многоквартирном кирпичном доме, имеет необходимые коммуникации.
Семья имеет намерение переехать за город, приобрести жилой дом площадью 41,8 кв.м и земельный участок по адресу: <адрес>, зарегистрировав право собственности на них за несовершеннолетней ФИО1
Жилой дом состоит из кухни-гостинной площадью 21 кв.м, санузла 8,4 кв.м, спальни 12,4 кв.м. В доме есть септик, вода (имеется скважина), электричество, электрический котел, за счет которого в доме есть отопление и горячая вода. Дом каркасно-щитовой. Газа в доме нет. Внутри стены у дома гипсокартонные. Административный истец не знает, чем оббит дом снаружи. Согласно декларации об объекте недвижимости стены деревянные. Жилой дом до настоящего времени не приобретен.
21 декабря 2022 года Простова А.С. обратилась в Департамент образования мэрии г. Ярославля с заявлением с целью получения разрешения на продажу 7/10 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, приложив к нему необходимые документы, в том числе отчеты об оценке объектов недвижимого имущества №09Ф/12/2021 от 10 декабря 2021 года и №12Ф/11/2021 от 30 ноября 2021 года, изготовленные <данные изъяты>
Департамент образования мэрии г. Ярославля по итогам рассмотрения заявления и документов, приложенных к нему издал приказ №01-06/6222 от 27 декабря 2021 года «Об отказе в выдаче разрешения на куплю-продажу жилого помещения несовершеннолетней ФИО1». В выдаче разрешения было отказано, поскольку приобретаемое жилое помещение по адресу: <адрес>, не является равноценным отчуждаемому жилому помещению по совокупности потребительских качеств (планировка, степень благоустройства, вид отопления, наличие горячей и холодной воды, канализации, тип газового снабжения).
В отчетах об оценке объектов недвижимого имущества №09Ф/12/2021 от 10 декабря 2021 года и №12Ф/11/2021 от 30 ноября 2021 года отражено конструктивное исполнение оцениваемых объектов и физическое состояние конструктивных элементов, а именно:
- квартира по адресу: <адрес>, расположена в пяти этажном доме 1964 года постройки, износ дома 44%, материал конструкций первичного объекта (дома) стены панели, иные данных нет. Сама квартира имеет общую площадь 44,5 кв.м, жилая площадь 29,1 кв.м, площадь кухня 5,5, две комнаты, совмещенный санузел, балкон. Внутренняя отделка квартиры в хорошем состоянии. Отделка стен обои, плитка, отделка полов – линолеум и плитка, отделка потолков – натяжной и подвесной, проемы оконные – ПВХ, проемы дверные – металлическая входная, деревянные межкомнатные, есть электричество, водоснабжение (горячее/холодное), отопление, канализация, газоснабжение, нет системы кондиционирования. Рыночная стоимость 7/10 доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, составляет 1 610 000 рублей.
- жилой дом по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию в 2021 года, 1 этаж, общая площадь 41.8 кв.м, износ 1%, фундамент свайный, стены: каркасно-щитовые, перегородки гипсокартон, перекрытия – деревянное отепленное, кровля – металлочерепица, улучшенная внутренняя отделка, отделка стен – обои и настенные панели, отделка полов – ламинат, отделка потолок – натяжной, проемы оконные – ПВХ, проемы дверные – металлическая входная, деревянные межкомнатные, есть электричество, водоснабжение (горячее/холодное), отопление, канализация, нет газоснабжения, системы кондиционирования. Рыночная стоимость жилого дома 1 270 000 рублей, земельный участок, на котором он расположен, оценен в 410 000 рублей.
Учитывая изложенное выше, пояснения сторон, в том числе конструктивные особенности квартиры и жилого дома, их площадь, месторасположение, транспортную доступность, их рыночную стоимость, суд приходит к выводу, что данные объекты не могут быть признаны равноценными. Жилой дом не обладает лучшими потребительскими качествами (в совокупности) в сравнении с квартирой по адресу: <адрес> Достаточных доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено. Соответственно приказ №01-06/6222 от 27 декабря 2021 года издан обоснованно. При этом суд учитывает следующее.
Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации – ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса – п. 1 ст. 28 ГК РФ.
В силу п. 2 и п. 3 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.
Указом Губернатора ЯО от 30.07.2012 N 363 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на совершение действий, затрагивающих имущественные права несовершеннолетнего.
Заявителями, претендующими на получение государственной услуги, являются законные представители несовершеннолетних, а также сами несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, проживающие на территории Ярославской области – п. 1.2 Административного регламента.
Конечным результатом предоставления государственной услуги является принятие органом местного самоуправления решения о выдаче разрешения на совершение действий, затрагивающих имущественные права несовершеннолетнего, либо решения об отказе в выдаче разрешения на совершение действий, затрагивающих имущественные права несовершеннолетнего – п. 2.4 Административного регламента.
В силу п. 2.5, п. 2.7-2.7.2 Административного регламента срок предоставления государственной услуги составляет не более 15 календарных дней с момента подачи заявления о предоставлении государственной услуги.
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Для получения государственной услуги заявителю необходимо представить следующие документы:
- заявление законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет, включающее согласие второго законного представителя (при наличии) (далее - заявление законного представителя несовершеннолетнего), по форме согласно приложению 1 к Административному регламенту;
- заявление несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет, включающее согласие законных представителей несовершеннолетнего (далее - заявление несовершеннолетнего), по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту;
- документ, удостоверяющий личность законного представителя несовершеннолетнего;
- документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет.
Сведения (документы), запрашиваемые в рамках межведомственного электронного взаимодействия:
- сведения о государственной регистрации рождения ребенка - запрашиваются органом местного самоуправления в территориальных органах записи актов гражданского состояния;
- документы, подтверждающие полномочия законного представителя (опекуна (попечителя)), - запрашиваются органом местного самоуправления в органах опеки и попечительства.
При обращении за разрешением на совершение сделок с жилыми помещениями вместе с документами, указанными в подпункте 2.7.1 данного пункта, заявитель дополнительно представляет следующие документы:
- копия документа, подтверждающего открытие счета на имя несовершеннолетнего, в случаях, когда денежные средства перечисляются на счет несовершеннолетнего (в случае если размер денежных средств, которые предполагается внести на счет несовершеннолетнего, превышает предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" размер возмещения по вкладам, представляются копии документов, подтверждающих открытие нескольких счетов на имя несовершеннолетнего);
- отчет об оценке рыночной стоимости отчуждаемого и приобретаемого жилых помещений, выданный в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", если несовершеннолетний является собственником (сособственником) отчуждаемого жилого помещения и (или) станет собственником (сособственником) приобретаемого жилого помещения.
В силу п.п. 3.3.4-3.4.2 Административного регламента результатом административной процедуры является направление принятых у заявителя документов и полученных ответов на межведомственные запросы на рассмотрение комиссии.
Рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, комиссией, принятие и оформление решения о выдаче разрешения на совершение действий, затрагивающих имущественные права несовершеннолетнего, либо решения об отказе в выдаче разрешения на совершение действий, затрагивающих имущественные права несовершеннолетнего.
Комиссия рассматривает поступившие документы с учетом доводов, отражающих интересы несовершеннолетнего, принимает решение рекомендовать (не рекомендовать) выдачу разрешения на совершение действий, затрагивающих имущественные права несовершеннолетнего.
Основания для принятия комиссией решения не рекомендовать выдачу разрешения на совершение действий, затрагивающих имущественные права несовершеннолетнего:
- возникновение у несовершеннолетнего по условиям сделки права собственности на приобретаемое жилое помещение, не аналогичного имеющемуся праву собственности в отношении отчуждаемого жилого помещения;
- приобретение жилого помещения, не являющегося равноценным отчуждаемому жилому помещению; и др.
Решение комиссии оформляется протоколом. Документы заявителя и протокол комиссии передаются специалисту органа местного самоуправления.
Специалист органа местного самоуправления на основании решения комиссии готовит и подписывает у руководителя органа местного самоуправления муниципальный правовой акт о выдаче разрешения на совершение действий, затрагивающих имущественные права несовершеннолетнего, либо об отказе в выдаче разрешения на совершение действий, затрагивающих имущественные права несовершеннолетнего (далее - муниципальный правовой акт).
Основанием для отказа в выдаче разрешения на совершение действий, затрагивающих имущественные права несовершеннолетнего, является принятие комиссией решения не рекомендовать выдачу разрешения (согласия) на совершение действий, затрагивающих имущественные права несовершеннолетнего.
После устранения причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на совершение действий, затрагивающих имущественные права несовершеннолетнего, заявитель вправе обратиться за получением государственной услуги вновь.
Постановлением Администрации ЯО от 21.01.2008 N 5 "Об отдельных вопросах деятельности органов опеки и попечительства по охране и защите прав детей" утверждено Положение о деятельности органов опеки и попечительства по охране и защите жилищных прав несовершеннолетних, в п. 3.3 которого закреплено следующее.
Разрешение (согласие) на совершение сделки по отчуждению жилого помещения, в отношении которого несовершеннолетний имеет право собственности, выдается при соблюдении следующих условий:
- по условиям сделки у несовершеннолетнего возникает право собственности на приобретаемое жилое помещение, аналогичное имеющемуся праву собственности в отношении отчуждаемого жилого помещения;
- приобретаемое жилое помещение является равноценным отчуждаемому жилому помещению. При этом под равноценным жилым помещением понимается жилое помещение, равноценное или лучшее по совокупности потребительских качеств, указанных в абзацах восьмом и девятом пункта 3.2 данного раздела Положения.
Если несовершеннолетний является собственником отчуждаемого жилого помещения и (или) станет собственником приобретаемого жилого помещения, то при рассмотрении вопросов, связанных с выдачей разрешения (согласия) на совершение сделки с жилыми помещениями, в отношении которых несовершеннолетние являются собственниками, орган опеки и попечительства обязан удостовериться не только в равноценности, но и в эквивалентности рыночной стоимости отчуждаемого и приобретаемого жилых помещений.
Таким образом, приказ №01-06/6222 от 27 декабря 2021 года «Об отказе в выдаче разрешения на куплю-продажу жилого помещения несовершеннолетней ФИО1» является законным и обоснованным. Со стороны административного ответчика не были допущены нарушения действующего законодательства, которые могли повлечь отмену указанного приказа. Злоупотребление правом (ст.ст. 1, 10 ГК РФ) со стороны Департамента образования мэрии г. Ярославля судом также установлено не было.
руководствуясь ст.175-177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░