Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-348/2023 ~ М-160/2023 от 27.02.2023

61RS0047-01-2023-000255-86                 К делу №2а-348/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2023 года                       п.Каменоломни

                                                                               

Октябрьский районный суд Ростовской области в составе

судьи Иванчиковой И.И.,

при секретаре Сапченко Л.Г.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района Ростовской области Карташовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Октябрьского района Ростовской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Бессергеневского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области о признании бездействия незаконным по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда и возложении обязанности его формирования, заинтересованное лицо- Администрация Октябрьского района Ростовской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Ростовской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обосновании своих требований следующее.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Бессергеневского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области требований законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории муниципального образования отсутствует маневренный жилищный фонд.

19.01.2023 по результатам проведенной проверки в адрес главы Администрации Бессергеневского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако меры, направленные на устранение нарушений до настоящего времени не приняты. Выполнение административным ответчиком обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом, а отсутствие маневренного жилищного фонда муниципального образования на территории Бессергеневского сельского поселения создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, в случае возникновения нуждаемости во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам предусмотренным статьей 95 ЖК РФ.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным бездействие главы Администрации муниципального образования Бессергеневского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда; Обязать Администрацию Бессергеневского сельского поселения сформировать маневренный жилищный фонд в срок до 6 месяцев.

В судебном заседании представитель административного истца -помощник прокурора Карташова Д.В.,- уточненные требования административного иска поддержала: просила суд признать незаконным бездействие главы Администрации Бессергеневского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда; обязать главу Администрации Бессергеневского сельского поселения сформировать маневренный жилищный фонд в срок до 1 года.

Представитель административного ответчика главы Администрации Бессергеневского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области Рубцов С.Ю., - в судебное заседание явился, в удовлетворении требований прокурора просил отказать, в связи с отсутствием полномочий у сельских поселений организовывать маневренный жилищный фонд и отсутствия в целом в собственности Администрации жилищного фонда..

Заинтересованное лицо - представитель Администрация Октябрьского района Ростовской области Здоровцев А.А., действующий на основании доверенности,- в судебное заседание явился, пояснил, что в соответствии с действующим законодательством законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципальных районов и сельских поселений, предусмотрено закрепление за Администрациями сельских поселений создание маневренного жилищного фонда, требования прокурора просил удовлетворить.     

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства по делу как в совокупности, так и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

Исходя из положений пунктов 3, 6, части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Частью 1.1 статьи 12 Областного закона № 436-ЗС от 28.12.2005 ( в редакции от 26.12.2022) «О местном самоуправлении в Ростовской области» предусмотрено, что помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктом 6 в части обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства.

Согласно части 2 статьи 19, пунктам 1, 4, 9 части 1 статьи 14, пункту 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из положений статьи 95 ЖК РФ, следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначаются для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Октябрьского района Ростовской области в январе 2023 проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства на территории Октябрьского района Ростовской области. В связи с чем 11.03.2023 в адрес главы Администрации Октябрьского района Ростовской области направлено требование о предоставлении информации об имеющемся на территории Октябрьского района маневренном фонде, количестве и местонахождении.

Согласно информации о маневренном фонде в Октябрьском районе Ростовской области, представленной заведующим сектором по организации строительства и создания условий для жилищного строительства Администрации Октябрьского района от 16.01.2023, маневренный фонд имеется только на территории поселка Казачьи Лагери, в количестве 9 квартир.

В нарушение требований жилищного законодательства, маневренный жилищный фонд на территории Бессергеневского сельского поселения на момент проверки не создан.

В этой связи прокуратурой района 19.01.2023 в адрес главы Администрации Бессергеневского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.

Как следует из ответа на указанное представление от 17.02.2023 на территории Бессергеневского сельского поселения маневренный фонд не сформирован в связи с отсутствием в собственности Администрации жилых помещений, отвечающих требованиям и условиям, предъявляемых к жилым помещениям маневренного фонда; жилищное строительство на территории поселения не производится в связи с отсутствием финансового обеспечения указанного направления деятельности; при появлении в собственности жилых помещений будет рассмотрен вопрос формирования маневренного фонда.

По результатам рассмотрения представления прокурора Октябрьского района Ростовской области за нарушении федерального законодательства к дисциплинарной ответственности в виде замечания привлечён заместитель главы Администрации по вопросам ЖКХ, строительства и благоустройства ФИО1.

Ответ Администрации Бессергеневского сельского поселения свидетельствует о том, что нарушение, выявленное прокуратурой Октябрьского района Ростовской области не устранено.

Доводы административного ответчика о том, что создание маневренного фонда относится к компетенции Администрации Октябрьского района Ростовской области суд находит несостоятельными, поскольку ч.1.1 ст.12 Областного Закона от 28.12.2005 г. № 436-ЗС за сельскими поселениями Ростовской области закреплен вопрос местного значения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства..

Кроме того, пунктом 5 статьи 2 Устава муниципального образования «Бессергеневского сельского поселения», принятого решением Собрания депутатов Бессергеневского сельского поселения № 58 от 25.01.2023 к вопросам местного значения отнесено обеспечение проживающих в Бессергеневском сельском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также осуществление полномочий органов местного самоуправления в части созыва общего собрания (собрания) собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопросов, предусмотренных частью 6 статьи 161, частью 2 статьи 161.1 и статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств.

При этом отсутствие маневренного жилищного фонда на территории сельского поселения создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ, они остаются без жилья.

Вместе с тем, выполнение Администрацией Бессергеневского сельского поселения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом, и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе, нуждаемости и необходимости в конкретный период времени, а также отсутствие финансовых обязательств.

Кроме того, в целях решения вопросов местного значения, именно органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.

В связи с чем, позиция представителя административного ответчика, по мнению суда, основана на неверном толковании норм права.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что создание маневренного жилищного фонда на территории Бессергеневского сельского поселения является обязанностью исполнительных органов местного самоуправления, исполнение которой направлено на предотвращение нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Системное толкование приведенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обосновывает выводы суда о необходимости возложения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда на Администрацию Бессергеневского сельского поселения как на собственника муниципальной собственности поселения.

Таким образом, бездействие Администрации Бессергеневского сельского поселения по непринятию мер по созданию на территории поселения маневренного жилищного фонда не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц, что является основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований прокурора.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 226 - 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 21 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░     ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-348/2023 ~ М-160/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Бессергеневского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области
Другие
Ярыш Антон Юрьевич
Администрация Октябрьского района
Суд
Октябрьский районный суд Ростовской области
Судья
Иванчикова Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
oktyabrskys--ros.sudrf.ru
27.02.2023Регистрация административного искового заявления
27.02.2023Передача материалов судье
28.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
28.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2023Подготовка дела (собеседование)
09.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2023Судебное заседание
20.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2023Дело оформлено
28.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее