РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Баяндай 27сентября 2023 года
Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе судьи ХалтаевойГ.П., при секретаре Булгатовой Т.Ц., с участием административного истца – старшего помощника прокурора Михайловой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-215/2023 по административному исковому заявлению прокурора Баяндаевского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Березовскому Владиславу Анатольевичу о возложении обязанности проходить профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза в медицинской организации,
установил:
административный истец – прокурор Баяндаевского район Иркутской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц возложении на БерезовскогоВ.А. обязанности проходить профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза в медицинской организации 2 раза в год до ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование указав, что Березовский Владислав Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, освободился из исправительного учреждения ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, однако, систематические профилактические медицинские осмотры по месту жительства в целях выявления туберкулеза не проходил. С учетом особо опасного и социально значимого характера заболевания - туберкулез, а также уклонения ответчика от систематического прохождения в течение первых 2 лет после освобождения от профилактических медицинских осмотров с целью выявления туберкулеза, создается угроза заражения и заболевания неопределенного круга лиц туберкулезом, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья.
В судебном заседании представитель административного истца прокурора Баяндаевского района Иркутской области старший помощник прокурора МихайловаГ.В. административное исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила заявленные требования удовлетворить.
Административный ответчик БерезовскийВ.А. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Заинтересованное лицо, представитель ОГБУЗ «Баяндаевская районная больница» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности путем укомплектования подсобки актового зала датчиками пожарной безопасностине относится к полномочиям министерства образования Иркутской области.
Суд с учетом мнения прокурора на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, преамбула, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Обращаясь в суд с требованием о понуждении ответчика к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, прокурор действует в рамках предоставленных ему федеральным законом полномочий.
В соответствии со ст. ст. 4, 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №323-ФЗ), одним из принципов охраны здоровья граждан является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается, в том числе, осуществлением мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона №323-ФЗ, граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона № 323-ФЗ, медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Видами медицинских осмотров являются, в том числе, профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
В соответствии с Перечнем социально значимых заболеваний и Перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715, туберкулез относится к социально значимым заболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №77-ФЗ), определено, что туберкулез является инфекционным заболеванием, вызываемым микобактериями туберкулеза.
Профилактика туберкулеза - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона № 77-ФЗ, в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 809 СанПин 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4, по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год, в том числе, лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений в течение первых 2 лет после освобождения
Пунктом 8 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2017 № 124н (далее - Порядок) предусмотрено, что профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением в отношении взрослых флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких).
В соответствии с приложением к Порядку лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, подлежат профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза 2 раза в год в течение первых двух лет после освобождения.
Из материалов дела следует, что Березовский Владислав Анатольевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, освободился из исправительного учреждения ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Согласно сведениям ОГБУЗ «Баяндаевская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ, Березовский В.А. профилактический осмотр в целях выявления туберкулеза не проходил (л.д. 8).
Суд отмечает, что с даты освобождения из мест лишения свободы и вплоть до предъявления прокурором иска в суд БерезовскийВ.А. не исполнял возложенную на него законом обязанность по прохождению профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза не реже 2 раз в год, тем самым подвергая опасности жизнь и здоровье других людей.
Учитывая предшествующее поведение ответчика, суд приходит к выводу о том, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку исковые требования судом удовлетворены в полном объеме, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300руб.
Руководствуясь ст. ст. 193 - 195 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-15 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░: 27.09.2023