УИД: 59RS0029-01-2024-000109-89
Дело № 2а-384/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2024 г. г. Оханск
Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в составе:
председательствующего судьи Нориной Л.В.,
при ведении протокола Драчевой Н.Н.,
с участием представителей административного истца Беляевой Т.П., Романчук А.С., действующих по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пермской таможни к Налбандяну Эдгарду Альбертовичу о взыскании утилизационного сбора.
установил:
Пермская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Налбандяну Э.А. с уточненными требованиями о взыскании неуплаченный утилизационный сбор в сумме 523 600 руб. и пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора на дату вынесения решения суда по делу (сумма пени на ДД.ММ.ГГГГ составляет 43 441,35 руб.) за ввоз легкового автомобиля HYUNDAI <данные изъяты>
В обоснование своих требований административный истец указывает, что 10/08/2023 на Пальниковский таможенный пост Пермской таможни Налбандяном Э.А. подано заявление и расчет на уплату утилизационного сбора в отношении транспортного HYUNDAI <данные изъяты>, ввезенного на территорию Российской Федерации из Республики А.. К данному заявлению Налбандяном Э.А. приложены расчет суммы утилизационного сбора, выписка из электронного паспорта транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ №, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства № и платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ. СБКТС установлено, что транспортное средство относится к категории М1, рабочий объем двигателя 1999 куб.см. В отношении указанного транспортного средства ответчиком был уплачен утилизационный сбор в сумме 5 200 руб. на основании ТПО №.
В ходе проверки установлено, что Налбандяном Э.А. на территорию Российской Федерации завезено колесное транспортное средство, за которое уплачен утилизационный сбор с применением «льготного» коэффициента – для личного пользования. Расчет суммы утилизационного сбора в отношении транспортного средства HYUNDAI <данные изъяты> произведен в соответствии с п. 3 раздела 1 Перечня видов и категорий транспортных средств (для транспортных средств ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя), с даты выпуска которых прошло более 3 лет - 0,26, в связи с чем размер сбора составил 5200 рублей. В представленном расчете указана дата пересечения государственной границы России ДД.ММ.ГГГГ, а также тот факт, что колесное транспортное средство ввозится для личного пользования. При этом документы, подтверждающие фактическое пересечение границы Российской Федерации, плательщиком не представлены. Первый документально установленный день нахождения колесного транспортного средства на территории Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, исходя из даты выдачи СБКТС.
Пермской таможней (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) исходя из данных автоматизированной информационной системы «Государственные услуги» установлено, что в отношении транспортного средства HYUNDAI <данные изъяты>, завезенного Налбандяном Э.А., осуществлена первичная регистрация ДД.ММ.ГГГГг. на физическое лицо ФИО, спустя 16 дней с момента подачи заявления на уплату утилизационного сбора.
Таким образом, ввезенное Налбандяном Э.А. колесное транспортное средство зарегистрировано на иное лицо до истечения 12 месяцев с даты его ввоза, что является несоблюдением положений Постановления № 1291, а именно недостоверное заявление цели использования данного транспортного средства.
В связи с чем для расчета утилизационного сбора в отношении указанного транспортного средства размер, подлежащего уплате утилизационного сбора, рассчитываться в соответствии с коэффициентами расчета суммы утилизационного сбора, установленными пунктом 3(1) раздела I Перечня.
В связи с чем, при расчете должен приниматься коэффициент 26,44, базовая ставка 20000 рублей и размер утилизационного бора составит 528 800 рублей. Налбандяном ЭА. оплачен утилизационный сбор в размере 5 200 рублей, ему необходимо доплатить сбор в размере 523 600 рублей. 11.09.2023 в адрес ответчика было направлено письмо об уплате утилизационного сбора, которое им получено 22.09.2023, однако до настоящего времени утилизационный сбор не оплачен.
за несвоевременную уплату утилизационного сбора в соответствии с п. 11(2) Правил № 1291 начислены пени за период с 15 августа 2023 г. по 10 января 2024 г. составили 33 667,48 руб.
На основании изложенного, с учетом уточнения требований истец просит взыскать с ответчика в отношении ввезенного из Республики А. в Российскую Федерацию колесного транспортного средства HYUNDAI <данные изъяты>, утилизационный сбор в сумме 523 600 руб. и пени за несвоевременную уплату сбора за каждый день просрочки платежа по день фактического исполнения.
Представители административного истца в судебном заседании дали пояснения, аналогично доводам административного искового заявления.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения настоящего дела судом извещалась надлежащим образом, по месту регистрации. Представил письменный отзыв на иск, в котором выражает несогласие с заявленными требованиями, указывает, что легковой автомобиль HYUNDAI <данные изъяты> был приобретен им и оформлен на супругу ФИО, чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров (деятельность такси). Автомобиль ввезен в Российскую Федерацию и пересек границу ДД.ММ.ГГГГ. Заявление на оформление Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) подано ДД.ММ.ГГГГ, СБКТС оформлено ДД.ММ.ГГГГ, поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом соблюдены требования ст. 96 КАС РФ, и неявка ответчика в судебное заседание надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения настоящего дела.
Заслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, на основании следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления"
В соответствии с п. 1 ст. 24.1 названного Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Согласно абзацам второму и третьему п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств (самоходных машин) в Российскую Федерацию; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Пунктом 6 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки;
которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (п. 5 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм права Правительством Российской Федерации 26.12.2013 принято Постановление N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении таких транспортных средств, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 1291), а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 1291).
Пунктом 3 Правил N 1291 предусмотрено взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором, четвертом (в части лиц, которые приобрели колесные транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора в отношении ввезенного колесного транспортного средства) и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба.
Пунктом 5 Правил N 1291 установлено, Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В силу пункта 11 Правил N 1291 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзацах втором, четвертом (при уплате утилизационного сбора лицами, которые приобрели колесные транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора в отношении ввезенного колесного транспортного средства) и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзацах втором, четвертом (при уплате утилизационного сбора лицами, которые приобрели колесные транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора в отношении ввезенного колесного транспортного средства) и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", приведенный в приложении N 1;
б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
В соответствии с примечанием 3 к Перечню N 1291 размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении указанных транспортных средств равна 20 000 рублей.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на Пальниковсковский таможенный пост Пермской таможни Налбандяном Э.А. (ИНН №) подано заявление о принятии к уплате утилизационного сбора за ввезенное им в Российскую Федерацию транспортное средство HYUNDAI <данные изъяты>, из Республики А., приложив копию паспорта, копию договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из электронного паспорта транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ №, расчет суммы утилизационного сбора в размере 5 200 рублей, свидетельство о безопасности конституции транспортного средства, платежное поручение № об оплате на сумму 5200 рублей (л.д. 23-39).
Согласно выписке из электронного паспорта транспортного средства, свидетельства о безопасности конституции транспортного средства транспортное средство HYUNDAI <данные изъяты>, категория транспортного средства В, категория в соответствии с ТР N - М1, двигатель – бензиновый, объем двигателя – 1999 куб.см, максимальной мощностью 110(6200) кВт.
Указанный автомобиль поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ ФИО, оформлен страховой полисом XXX №.
Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры московской области ДД.ММ.ГГГГ индивидуальному предпринимателю ФИО выдано разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <адрес> марка, модель ТС - HYUNDAI <данные изъяты>, действительно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке ЕГРЮЛ ФИО (ОГРНИП №) зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, основанной вид деятельности – 49.32 – Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем.
По общему правилу критерием разграничения предназначения товаров для личного использования служит то, что такие товары используются гражданами в личных, семейных, не связанных с осуществлением предпринимательской или иной коммерческой деятельности нуждах.
В данном конкретном случае из представленных административным ответчиком документов следует, что спорный автомобиль ввезен для не для личного использования, а с целью осуществлением предпринимательской, о чем свидетельствует, тот факт, что автомобиль HYUNDAI <данные изъяты>, зарегистрирован на супругу ответчика - ФИО, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющею предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой пассажиров и багажа, на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из ЕГРЮЛ.
Какими-либо доказательствами право ответчика на освобождение от уплаты утилизационного сбора, предусмотренное абз. 2 п. 6 ст. 24.1 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89 "Об отходах производства и потребления", не подтверждено.
Таким образом, учитывая приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что требования Пермской таможни обоснованы и подлежат удовлетворению.
С учетом технических характеристик размер утилизационного сбора для транспортного средства HYUNDAI <данные изъяты>, подлежащий оплате, истцом рассчитан верно, и составляет 528 800 руб. (20000 х 26,44).
С учетом произведенной ответчиком оплаты утилизационного сбора в размере 5200 рублей, обязанность по оплате утилизационного сбора в полном объеме Налбандяном Э.А. не исполнена, таким образом ответчику необходимо оплатить утилизационный сбор в размере 523 600 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Пермской таможней в адрес Налбандяна Э.А. направлено письмо о необходимости уплаты утилизационного сбора.
Утилизационный сбор до настоящего времени ответчиком не оплачен.
В соответствии с п. 11(2) раздела 2 Правил, пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора
В соответствии с п. 15(1) Правил, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
Расчет суммы пени произведен административным истцом за период с 15.08.2023 по 14.02.2024 (на день уточнения административного иска) и составляет 43 441,35 руб. с последующим начислением по день фактической оплаты.
Административным ответчиком доказательств, опровергающих расчет задолженности, выполненной таможенным органом, а также доказательств надлежащего исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора, не представлено.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит уплате государственная пошлина в размере 8 870,40 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ HYUNDAI <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ 523 600 (░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░;
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 43 441 (░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░) ░░░░░ 35 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ 15.08.2023 ░░ 14.02.2024;
░░░░, ░░░░░░░ 15.02.2024 ░ ░░░░░░░ 1/300 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 870 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░ 40 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.03.2024.