Дело 2а-320/2020
УИД 55RS0039-01-2020-000700-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2020 года р.п. Шербакуль Омской области
Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Головань Е.П., при секретаре судебного заседания Хариной В.Н., помощник судьи Холодный А.В., с участием старшего помощника прокурора Шербакульского района Омской области Климова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ясько Виктора Григорьевича, Оразбаева Ботажана Кабышевича, Агалакова Василия Павловича, Полякова Валерия Алексеевича об оспаривании Решения Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области от 13 июля 2020 года № 267 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Решения Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области от 24 июля 2020 года № 275 «О внесении изменений в Решение № 267 от 13.07.2020 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»,
У С Т А Н О В И Л:
Ясько В.Г., Орзабаев Б.К., Агалаков В.П. и Поляков В.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Совету Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области, указав следующее. 15.06.2020 г. в Территориальную избирательную комиссию по Шербакульскому району Омской области поступило ходатайство и документы от инициативной группы граждан по проведению местного референдума на территории Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области. Решением от 30.06.2020 № 245/73 Территориальная избирательная комиссия по Шербакульскому району Омской области решила: документы, ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума считать оформленными в соответствии с требованием Федерального закона от 12.06.2003 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 30.06.2020 копия вышеуказанного решения, а также ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума на территории Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области направлена в Совет Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области для принятия решения на соответствие следующих вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, требованиям ст. 12 настоящего Федерального Закона в порядке и сроки, которые установлены Законом субъекта РФ, уставом муниципального образования (п. 6 ст. 36 Федерального Закона от 12.06.2003 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»): 1. об изменении категории населенного пункта «рабочий поселок Шербакуль» и отнесение его к категории сельского населенного пункта «село Шербакуль» Шербакульского муниципального района Омской области; 2. об изменении статуса Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области и наделением его статусом Шербакульского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области. 13.07.2020 г. решением № 267 Совета Шербакульского городского поселения документы, ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума признаны несоответствующими требованиям ст. 12 Федерального Закона от 12.06.2003 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 23.07.2020 ТИКом по Шербакульскому району Омской области в Совет Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области было направлено разъяснительное письмо о необходимости принятия решения Советом на соответствие требованиям федерального законодательства, вопросов, предложенных инициативной группой, для вынесения на местный референдум, в связи с тем, что решение от 13.07.2020 г. № 267, принято с нарушением требований п. 6 ст. 36 Федерального Закона от 12.06.2003 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Своим решением Совет превысил свои полномочия, продублировав решение ТИК от 30.06. 2020 г. № 245/73. 24.07.2020 г. Решением № 275 Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области были внесены изменения в решение № 267 от 13.07.2020 Совет решил внести изменения в п. 1 Решения № 267 от 13. 07. 2020, считать п.1 действующим в следующей редакции: 1. «Признать вопросы, предлагаемые для вынесения на местный референдум, не соответствующими требованиям п. 7 ст. 12 Федерального Закона от 12.06.2003 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», т.к. а) формулировка текста: изменение категории населенного пункта «рабочий поселок Шербакуль» и отнесение его к категории сельского населенного пункта «село Шербакуль» Шербакульского района Омской области не содержит вопросительной части, на которую должен быть дан только однозначный ответ - «да» или «нет» и допускает множественность его толкования. Фактически текст содержит в себе два самостоятельных действия - изменение и отнесение категории населенного пункта Данные юридические действия законодательством не предусмотрены». Считают Решения Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области от 13.07.2020 № 267, от 24.07.2020 № 275 незаконными и подлежащими отмене, поскольку они приняты с нарушениями Федеральных законов от 12.06.2003 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законов Омской области от 30.06.2003 № 454-ОЗ «О референдуме Омской области и местном референдуме», от 15.02.2005 № 616-ОЗ «О местном референдуме в Омской области», полагают, в частности, что формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, должна иметь место на этапе подготовки бюллетеней для голосования и внесения в него вопросов, выносимых на референдум, а не на этапе регистрации инициативной группы граждан по проведению местного референдума.
В судебном заседании Ясько В.Г., Оразбаев Б.К., Агалаков В.П. и Поляков В.А. поданное административное исковое заявление поддержали по доводам, изложенным в нём, просили удовлетворить.
Представитель Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области Пегушина Т.Н. (по доверенности) в судебном заседании иск не признала, поддержала ранее представленный письменный отзыв, где указала, что обжалуемые решения Совета Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области вынесены в соответствии с действующим законодательством.
Представитель Администрации Шербакульского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, в направленном в суд заявлении Глава Шербакульского муниципального района Молоканов А.А. просил рассмотреть дело без участия Администрации.
Представитель Территориальной избирательной комиссии по Шербакульскому району Омской области в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, председатель Территориальной избирательной комиссии Бочков С.А. направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Выслушав лиц, явившихся для рассмотрения дела, заключение старшего помощника прокурора Шербакульского района Омской области Климова Н.В., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме.
Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона. Выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
На основании части 4 статьи 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.
Проведение местного референдума регулируется Законом Омской области от 15.02.2005 616-ОЗ «О местном референдуме в Омской области».
Согласно п.1 ст. 16 Закона Омской области от 15.02.2005 N 616-ОЗ (ред. от 05.11.2019) "О местном референдуме в Омской области" инициатива проведения местного референдума принадлежит, в том числе, гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме.
Исходя из положений п.1 ст. 17 Закона Омской области № 161-ОЗ каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума.
Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с требованиями настоящей статьи, должна представить в избирательную комиссию муниципального образования подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения (п.2 ст.17 названного Закона № 161-ОЗ).
В пункте 4 статьи 17 Закон Омской области от 15.02.2005 N 616-ОЗ указано, что в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться: вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, или текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого для вынесения на референдум (далее - правовой акт). фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, каждого члена инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории муниципального образования.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума. Ходатайство подписывается всеми членами инициативной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа структурного подразделения, поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума (п.5 ст. 17 Закона Омской области № 616-ОЗ).
Избирательная комиссия муниципального образования, согласно п.5 названного Закона Омской области № 616-ОЗ в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Устава (Основного Закона) Омской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (п.7 ст. 17 Закона Омской области № 616-ОЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, группа граждан в количестве 15 человек, проживающих в р.п. Шербакуль Омской области, обратилась в Территориальную избирательную комиссию по Шербакульскому району Омской области с заявлением (ходатайством) о регистрации с последующим осуществлением сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума на территории Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области по вопросам изменения категории населенного пункта рабочий поселок Шербакуль и отнесением его к категории сельского населенного пункта – село Шербакуль Шербакульского муниципального района Омской области; изменение статуса Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области на статус Шербакульского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области.
Решением избирательной комиссии от 30 июня 2020 г. вышеуказанное ходатайство было направлено в представительный орган Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области, решениями которого N 267 от 13 июля 2020 г. «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» и № 275 от 24.07.2010 «О внесении изменений в Решение № 267 от 13.07.2020» указанные вопросы признаны не соответствующим требованиям статьи 12 ФЗ N 67-ФЗ поскольку формулировка текста вопросов, выносимых на местный референдум, не исключают возможность их множественного толкования, на них невозможно дать однозначный ответ.
В соответствии со ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
По положениям ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованием муниципальных образований является, в том числе, объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Согласно ст. 12 ФЗ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом. В частности, как указано в ч. ч. 3, 5, 6, 7 указанной статьи, на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Вопросы изменения категории населенного пункта рабочий поселок Шербакуль и отнесение его к категории сельского населенного пункта – село Шербакуль Шербакульского муниципального района Омской области, изменение статуса Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области на статус Шербакульского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области допускают возможность их множественного толкования, поскольку вопросы, как таковые, не сформулированы, каждый из данных вопросов содержит два самостоятельных вопроса, один из которых касается изменения статуса населенного пункта, второй – статуса городского поселения.
В этой связи, суд пришел к выводу о том, что оспариваемыми Решениями Совета Шербакульского городского поселения от 13.07.2020 № 267 и от 24.07.2020 № 275 правомерно указанные выше вопросы, предлагаемые для вынесения на местный референдум, признаны противоречащими требованию п. 7 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о том, что на референдум не допускается вынесение вопроса, формулировка которого предполагает возможность его множественного толкования.
Довод истцов относительно того, что формулировка вопросительной части применяется на последнем этапе порядка реализации проведения местного референдума, а именно, при включении вопроса, выносимого на местный референдум, в бюллетень для голосования, является не состоятельным ввиду следующего.
В Определении Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1490-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Воронежской областной просветительской общественной организации "Русские люди" на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 3, 6 и 7 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что пункт 7 статьи 12 указанного Федерального закона по своему содержанию аналогичен части 7 статьи 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", которая была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 21 марта 2007 года N 3-П.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в данном Постановлении, требования о том, что вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, не могут рассматриваться как противоречащие Конституции Российской Федерации и нарушающие какие-либо конституционные права и свободы, поскольку они имеют целью гарантировать адекватность принимаемых на референдуме решений действительной воле народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации с точки зрения содержания, формы и правовых последствий этих решений, которые общеобязательны и не нуждаются в дополнительном утверждении.
Таким образом, пункт 7 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан.
Из правовой позиции, изложенной Верховным судом Российской Федерации, в Апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам от 14.08.2019 N 1-АПА19-13, от 25.06.2019 N 1-АПА19-7, от 20.09.2017 N 55-АПГ17-3 в частности усматривается, что признание вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум, не соответствующими требованиям законодательства, рассматривается, в том числе, при разрешении споров об обжаловании постановлений представительных органов муниципальных образований и избирательных комиссий об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░ 2020 ░░░░ № 267 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 12 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 12.06.2002 № 67-░░ «░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░ 2020 ░░░░ № 275 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ № 267 ░░ 13.07.2020 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 12 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 12.06.2002 № 67-░░ «░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░», - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16.09.2020.