УИД: 66OS0000-01-2023-000758-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Номер производства 3а-868/2023 |
|||
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митюковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-868/2023
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Форест»
к административным ответчикам - Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
с участием заинтересованных лиц – ППК «РОСКАДАСТР» в лице филиала ППК «РОСКАДАСТР» по Уральскому федеральному округу, публичного акционерного общества «Промсвязьбанк»,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Форест» (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным иском, в котором просит установить по состоянию на 01 января 2020 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> (далее – земельный участок), равной рыночной стоимости, представив в обоснование размера рыночной стоимости отчет об оценке № 23-К-080 от 31 июля 2023 года, (далее – Отчет), выполненный оценщиком Л. (ООО «Брянский центр оценки и экспертизы»).
Представителем ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу Нуритдиновым А.Т. направлен отзыв, в котором указано, что административный истец оспаривает архивную кадастровая стоимость земельного участка, определенную по состоянию на 01 января 2020 года Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 14 октября 2020 года № 3333.
В настоящее время, Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 21 ноября 2022 года № 5500 утверждена актуальная кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2022 года, которая применяется с 01 января 2023 года.
В связи с поступившими от Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области возражениями на представленный в суд Отчет, определением Свердловского областного суда от 26 сентября 2023 года, была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту В..
Перед экспертом был поставлен вопрос о том, какова рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2020 года.
25 октября 2023 года от эксперта поступило заключение № 868-10.23-СЭ от 20 октября 2023 года (далее – Заключение).
Представитель административного истца Аверьянов Е.В. направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, просил установить кадастровую стоимость земельного участка, в размере рыночной стоимости, определенной экспертом по состоянию на 01 января 2020 года.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о надлежащем извещении не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело после возобновления производства по административному делу протокольным определением от 22 ноября 2023 года.
Исследовав и оценив имеющиеся в административном деле письменные доказательства, а также Заключение, суд приходит к следующим выводам.
Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентированы главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Пунктами 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено платное использование земли в Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (ч. 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (ч. 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (ч. 3).
По материалам административного дела судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка, площадью 72 000 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для рекреационных целей (база отдыха), расположенного по адресу: <адрес>.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 14 октября 2020 года № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» по состоянию на 01 января 2020 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 31880 160 руб.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 23 ноября 2020 года.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 21 ноября 2022 года № 5500 утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельного участка по состоянию на 01 января 2022 года в размере 31689 360 руб.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 09 января 2023 года; дата начала применения кадастровой стоимости – 01 января 2023 года.
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка на момент обращения 09 августа 2023 года с административным иском в суд стала архивной.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Являясь собственником земельного участка и плательщиком земельного налога, установление в отношении земельного участка архивной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости имеет для административного истца правовое значение.
Поскольку на дату обращения в суд у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, административный иск подлежит рассмотрению по существу заявленных требований.
Согласно части первой статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года
№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Административный истец представил в суд Отчет, согласно выводам которого, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2020 года составляет 7 979 000 руб.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).
В целях устранения сомнений в отношении представленного Отчета судом была назначена судебная экспертиза.
По результатам экспертизы в материалы административного дела поступило Заключение, согласно выводам, которого по состоянию на 01 января 2022 года рыночная стоимость земельного участка составляла 8 131 000 руб.
В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, так и другими федеральными законами, в частности Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым, судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9).
Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7).
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).
При этом, в силу статьи 25 того же Закона, в заключении эксперта должны быть отражены содержание и результаты исследований, указаны примененные методы, приведена оценка результатов исследований, обоснованы выводы по поставленным вопросам. К нему должны быть приложены материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Заключение, суд приходит к выводу, что экспертом В. проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости спорного земельного участка.
В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем дал подписку.
Административными ответчиками выводы Заключения не опровергнуты, доказательств их порочности не представлено, сведений о наличии иного размера рыночной стоимости земельного участка материалы административного дела не содержат.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административный истец исполнил возложенные на него обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказав факт несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости.
Принимая решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной ее рыночной стоимости, суд вправе установить рыночную стоимость в другом размере, чем указано в административном исковом заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (абзац 2 пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).
В рассматриваемом административном деле, суд считает возможным установить архивную кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года, определенной Заключением.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 8 131 000 (░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░) ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ 23 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░