<данные изъяты>
22RS0025-01-2019-000474-51
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Косиха 11 февраля 2020 года
Косихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Максачук А.И., при секретаре Зайцевой О.Н.,
с участием административного истца Климовой И.В.,
представителя административного ответчика Администрации Косихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края Герчикова Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Климовой Инны Валерьевны к администрации Косихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края о возложении обязанности совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Климова И.В. обратилась с иском в суд к администрации Косихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края о возложении обязанности совершить действия. В обоснование своих требований указала, что проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Административным ответчиком определено место сбора твердых бытовых отходов около дома <адрес>, где установлена табличка с информацией о месте сбора ТКО. Само место сбора ТКО не оборудовано, нет, не только контейнерной площадки, но и самого контейнера для сбора мусора. Мусор приходится выставлять прямо на снег. Вывоз мусора осуществляется раз в неделю. За это время накопленный мусор засыпает снегом, растаскивается животными и ветром разносится по близлежащим усадьбам.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пунктом 3 «Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 24.07.2017 г. № 272 накопление ТКО на территории Алтайского края осуществляется с учетом экологических, санитарных и иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Административный истец указывает, что администрация Косихинского сельсовета не исполняет надлежащим образом требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного с учетом уточнения административный истец просит обязать
администрацию муниципального образования Косихинский сельсовет Косихинского района Алтайского края в срок до 15 марта 2020 года установить контейнер на площадке, определённой администрацией Косихинского сельсовета для сбора твердых коммунальных отходов жителями жилого дома <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования Косихинский сельсовет Косихинского района Алтайского края в срок до 01 июля 2020 года организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов жителями жилого дома <адрес>. Взыскать административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании административный истец Климова И.В. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, и просила их удовлетворить и обязать ответчика с учетом сроков установленных в контракте на поставку контейнеров в 20 дней с момента заключения, установить контейнер до 20 марта 2020 года. Кроме того, в срок до 01 июля 2020 года организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами контейнерную площадку. Суду пояснила, что административным ответчиком нарушается законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления. Место сбора ТКО не оборудовано, отсутствует контейнерная площадка, и контейнеры для сбора мусора. Бездействие ответчика по обеспечению и содержания мест временного накопления отходов нарушают требования санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, в связи с чем необходимо обязать ответчика обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов, в том числе в срок до 01 июля 2020 года.
Представитель административного ответчика администрации Косихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края Герчиков Р.В. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился в части сроков установки контейнера для сбора ТКО, суду пояснил, что администрация предпринимает меры для установки контейнеров и оборудования площадки, участвует в программе долевого финансирования «Обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов на 2020 год». Однако на основании соглашения о расторжении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ контракт с <данные изъяты> предметом которого была закупка контейнеров для накопления ТКО в Косихинском районе расторгнут. В феврале 2020 года на портале государственных закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку контейнеров для сбора ТКО, условиями которого определено, что срок поставки 20 дней с даты заключения контракта. Дата проведения аукциона 14.02.2020 года. Полагает, что разумным и достаточным необходимо установить срок для исполнения требований административного истца до 15 апреля 2020 года.
Выслушав стороны, изучив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к нижеследующему выводу.
В соответствии с ч.1,ч.3 ст.1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют указанные полномочия на территориях сельских поселений, в том числе, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
На основании ст. 7 п. 27 Закона Алтайского края от 05.12.1995 г. №29-ЗС «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае» к ведению сельских районов относится организация утилизации и переработки бытовых отходов.
Пунктом 3 «Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 24.07.2017 г. № 272 накопление ТКО на территории Алтайского края осуществляется с учетом экологических, санитарных и иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В силу п. 7 названного порядка в местах накопления ТКО их складирование осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы) или в контейнеры, бункеры, расположенные на местах (площадках) накопления ТКО.
Пунктами 2.1.3, 2.2.3 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 на «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Таким образом, установка мусорных контейнеров на специальной площадке является обязательным.
Как указал административный истец в исковом заявлении, отдельная контейнерная площадка не оборудована, отсутствуют и контейнеры для сбора ТКО. Мусор выставляется прямо на снег, в связи с чем, накопленный мусор засыпает снегом, растаскивается животными и ветром разносится по близлежащим усадьбам. По мнению истца, действия ответчика нарушают действующее законодательство, поскольку осуществление накопления ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Как установлено судом и следует из представленных материалов, Климова Инна Валерьевна является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, в силу чего ей принадлежит право владения, пользования и распоряжения данным имуществом (л.д. 15).
Из пояснений сторон и представленных материалов следует, что контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов жителями жилого дома <адрес> не оборудована (отсутствует). Также отсутствуют контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов.
Доказательств расположения контейнерной площадки в месте для нее предназначенном, а также контейнеров для сбора ТКО, суду не представлено.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд приходит выводу о правомерности требований административного искового заявления.
Довод о том, что администрация предпринимает меры для установки контейнеров и оборудования площадки, сам по себе не является основанием к отказу в иске с учетом установленных нарушений действующего законодательства и санитарных правил.
Проведение Аукциона 14.02.2020 года само по себе еще не свидетельствует о выполнении административным ответчиком требований законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не снимает возложенную на него законом обязанность по обеспечению мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
Учитывая мнение административного истца, представителя административного ответчика, а также обстоятельства дела, суд полагает необходимым установить разумный и достаточный срок для устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, учитывающий, с одной стороны, сроки проведения процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а с другой - необходимость в исключительных случаях оперативного устранения допущенных нарушений.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда с учётом конкретных обстоятельств дела, и полагает возможным с учётом мнения сторон установить срок исполнения решения суда в пределах требований заявленных административным истцом, что будет, по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным.
С учетом указанных выше обстоятельств, административное исковое заявление Климовой И.В. подлежат удовлетворению.
Исходя из системного анализа норм ч.13 ст.226 КАС РФ и п.4 ч.3, ч.10 ст.227 КАС РФ, публикация решения суда по каждому административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не является обязательной.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца с административного ответчика подлежат взысканию понесенные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 20 ░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ № 48 ░░ ░░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ № 48 ░░ ░░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.