Подлинник данного решения приобщен к административному делу
№ 2а-2742/2020 Альметьевского городского суда РТ
УИД16RS0036-01-2020-008768-69
Дело № 2а-2742/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2020 года г. Альметьевск РТ
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе: судьи Исмагилова А.Т.,
при секретаре Мухаметгариповой Ч.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федотова А.А. об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Альметьевского РО СП УФССП России по РТ и уменьшении суммы исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Федотов А.А. обратился в суд с административным иском по указанной выше формулировке. В обоснование требований указал, что 07 августа 2020 года судебным приставом-исполнителем Альметьевского РО СП УФССП России по РТ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках ранее оконченного производства №№-ИП. Исполнительное производство было возбуждено о взыскании с административного истца денежной суммы в пользу ООО «Акционерный капитал», с которым вопрос разрешен. В то же время судебным приставом-исполнителем принято решение о взыскании исполнительского сбора на сумму 901 060,24 рублей.
Указывая на завышенность и несоразмерность указанной суммы, возложении бремени оплаты лишь на него, поскольку обязанность возврата суммы была солидарна, административный истец просил признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Мурдахановой Е.В. в части вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, разделить исполнительный сбор между солидарными должниками и уменьшить его размер, в связи с невозможностью его исполнения.
В судебное заседание стороны не явились, от представителя административного истца Кузнецовой А.Ю. поступило ходатайство, согласно которого последняя просила производство по делу прекратить в части оспаривания действий судебного пристава-исполнителя и разделения суммы сбора между солидарными должниками, в связи с отказом от иска. Требования об уменьшении исполнительского сбора поддерживает.
Определением Альметьевского городского суда РТ от 30 сентября 2020 года производство по административному делу по административному исковому заявлению Федотова А.А. в частиоспаривания действий судебного пристава-исполнителя Альметьевского РО СП УФССП России по РТ по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора и распределения суммы исполнительского сбора между солидарными должниками, прекращено в связи с отказом от иска.
Изучив материалы административного искового заявления, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 30 Закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Закона № 229-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку взыскания исполнительского сбора (утвержденными.Федеральной службой судебных приставов от 23.12.2010 № 01-8) исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы сбора.
Таким образом, исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Из материалов административного дела следует и судом установлено, что в июне 2017 года судебным приставом-исполнителем Альметьевского РО СП УФССП России по РТ в отношении Федотова А.А. возбуждено исполнительное производство, предметом которого является взыскание задолженности в пользу ООО «Акционерный капитал».
В постановлении о возбуждении исполнительного производства имеется предупреждение, адресованное должнику о том, что в случае не исполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей к взысканию суммы долга.
С данным постановлением и исполнительным производством Федотов А.А. ознакомлен.
По истечении срока для добровольного исполнения, 13 ноября 2017 года судебным приставом-исполнителем Альметьевского РО СП УФССП России по РТ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в котором определен его размер – 901060,24 рублей.
06 августа 2020 года судебным приставом-исполнителем Альметьевского РО СП УФССП России по РТ Мурдахановой Е.В. основное исполнительное производство в отношении Федотова А.А. окончено в связи с фактическим исполнением и обращением взыскателя с заявлением о прекращении исполнения производства.
07 августа 2020 года судебным приставом-исполнителем Альметьевского РО СП УФССП России по РТ Мурдахановой Е.В. в отношении Федотова А.А. возбуждено исполнительное производство, предметом которого является взыскание суммы исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 13-П от 30 июля 2001 года, взыскание исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний части 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Таким образом, санкция в виде взыскания исполнительского сбора, может применяться к должнику по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа, и при наличии обстоятельств, свидетельствующих о виновном неисполнении должником требований исполнительного документа.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При таких обстоятельствах учитывая степень вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа, финансовое положение Федотова А.А., другие заслуживающие внимание обстоятельства суд приходит к выводу о возможности уменьшения суммы исполнительского сбора в пределах размера, установленного ФЗ «Об исполнительном производстве.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 180-185 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░ 13 ░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ 675 795 (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 18 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░. ░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░