РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года г. Советск
Советский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего Шелапуха Ю.В.
при секретаре судебного заседания Михеевой В.А.
с участием административного истца Короткова Г.А., представителя административного ответчика Ковалевой Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по уточненному административному исковому заявлению Короткова Георгия Александровича к УФНС России по Калининградской области, ФНС России о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Коротков Г.А. обратился в Советский городской суд Калининградской области с административным исковым заявлением к УФНС России по Калининградской области, в котором просит признать незаконными действия налогового органа по начислению административному истцу налоговой задолженности и пеней за 2019, 2020 и 2021 годы в едином налоговом счете, возложить на административного ответчика обязанность устранить указанные нарушения путем исключения сведений о задолженности и пеней из единого налогового счета. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по состоянию на 20.12.2023, по сведениям портала Госуслуги, единый налоговый счет Короткова Г.А. содержал задолженности по налогам и страховым взносам за 2019-2022 годы, а также начисленные на них пени. Однако задолженности за 2019 и 2020 годы признаны безнадежными ко взысканию решением Советского городского суда Калининградской области от 30.10.2023, а задолженность за 2021 год погашена Коротковым Г.А. в рамках исполнительного производства на основании решения Советского городского суда Калининградской области от 10.02.2023. Также полагает незаконным произведенный налоговым органом зачет 3 439 руб., подлежавших возврату на основании поданных административным истцом деклараций по форме 3-НДФЛ, в счет транспортного налога и налога на имущество, во взыскании которых судом было отказано.
В ходе рассмотрения настоящего спора Коротков Г.А. увеличил административные исковые требования и просил суд также признать незаконными действия административного ответчика по блокировке банковского (расчетного) счета и списанию денежной суммы в размере 7 125,7 руб., зачету денежной суммы в размере 3 439 руб. в счет задолженности по транспортному налогу за 2018 год, налогу на имущество за 2018 год в сумме 669,64 руб. незаконными, возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, а также взыскать с налогового органа в счет компенсации морального вреда 35 000 руб. В обоснование указанных требований Коротков Г.А. указал, что 10.01.2024 налоговым органом был незаконно наложен арест на расчетный счет административного истца в ПАО Сбербанк на основании поручения № 4947 на сумму 41 942,59 руб. С указанного счета по поручению налогового органа 24.01.2024 были списаны денежные средства в размере 7 125,7 руб. Указанные действия, по мнению административного истца, являются незаконными, поскольку задолженность по уплате страховых взносов за 2021 год в размере 41 942,59 руб. была погашена Коротковым Г.А. 14.11.2023 в рамках исполнительного производства №-ИП, денежные средства 20.11.2023 были перечислены налоговому органу, а исполнительное производство 22.11.2023 окончено. Действиями административного ответчика административному истцу причин моральный вред, выразившийся в невозможности пользоваться банковской картой, оплачивать покупки и коммунальный платежи, осуществлять переводы, размер которого определен Коротковым Г.А. в 10 000 руб. Также административному истцу причинен моральный вред игнорированием административным ответчиком вступившего в законную силу решения суда, начислением несуществующей задолженности и пеней на нее. Нравственные страдания, перенесенные Коротковым Г.А., выразились в эмоциональном стрессе, вынужденной и длительной подготовке к реализации своего права на судебную защиту, затрате личного времени на доказывание своей позиции. Размер компенсации морального вреда в указанной части определен административным истцом в 25 000 руб.
В судебном заседании Коротков Г.А. уточненные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика – УФНС России по Калининградской области – Ковалева Н.Д. в судебном заседании в удовлетворении административных исковых требований возражала по доводам письменных возражений. Отметила, что по состоянию на 01.01.2023 у административного истца имелось отрицательное сальдо по единому налоговому счету, в связи с чем налоговым органом сформировано требование об уплате задолженности от 24.05.2023 № 4947 на общую сумму 215 023,94 руб., а затем в порядке ст. 46 НК РФ принято решение о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств от 21.09.2023 № 98. На основании данного решения сформировано поручение от 10.01.2024 № 1022, которое было направлено в ПАО Сбербанк для исполнения. Решение о блокировке принадлежащего административному истцу счета, приостановлении операций по счету налоговым органом не принималось. По результатам проведенных 13.01.2024 и 23.01.2024 мероприятий по актуализации сведений, отраженных в едином налоговом счете налогоплательщика, из него были исключены задолженности, право на взыскание которых было утрачено, а также сторнированы начисленные на такие задолженности пени. После данных мероприятий налоговым органом было выставлено инкассовое поручение в банк с суммой 0 руб. Представитель также полагала, что не подлежат удовлетворению заявленные административным истцом требования о взыскании компенсации морального вреда, поскольку законодательством о налогах и сборах не предусмотрено право налогоплательщика на компенсацию морального вреда.
Определением суда от 12.03.2024 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная налоговая служба Российской Федерации, которая представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом.
Определением суда от 22.05.2024 на основании п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ прекращено производство по административному делу в части требования о признании незаконными действий налогового органа по зачету денежной суммы в размере 3 439 руб. по транспортному налогу за 2018 год и налогу на имущество за 2018 год в сумме 669,64 руб.
Оснований для оставления без рассмотрения требований административного истца о взыскании компенсации морального вреда вопреки доводам представителя административного ответчика не имеется, поскольку Коротков Г.А. отказался от требований о взыскании с налогового органа компенсации морального вреда, заявленных в рамках находившегося в производстве Центрального районного суда г. Калининграда гражданского дела №, что подтверждается сведениями, отраженными на сайте суда.
Заслушав стороны, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности (п. 3 ст. 11.3 НК РФ).
Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества) (п. 4 ст. 11.3 НК РФ).
В силу пп. 11, 15 п. 5. ст. 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в п. 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе: судебного акта или решения вышестоящего налогового органа, отменяющего (изменяющего) судебный акт или решение налогового органа, на основании которых на едином налоговом счете ранее была учтена обязанность лица по уплате сумм налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, - на дату вступления в законную силу соответствующего судебного акта или решения; решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании - со дня принятия соответствующего решения.
Сумма пеней, рассчитанная в соответствии со ст. 75 настоящего Кодекса, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма (п. 6 ст. 11.3 НК РФ).
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.
Решением Советского городского суда Калининградской области от 30.10.2023 по административному делу №) удовлетворено уточненное административное исковое заявление Короткова Г.А.: признано незаконным начисление УФНС России по Калининградской области задолженности в едином налоговом счете Короткова Г.А., состоящей из задолженности по транспортному налогу за 2018 год, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год, а также начисленных на них пеней; признана безнадежной к взысканию задолженность по транспортному налогу за 2019 год, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2020 год, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2020 год, а также по начисленным на указанные недоимки пеням. На УФНС России по Калининградской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав Короткова Г.А., приняв меры к исключению задолженностей из единого счета налогоплательщика в установленном законом порядке.
Решение суда обжаловано сторонами не было и вступило в законную силу 14.12.2023.
Кроме того, решением Советского городского суда Калининградской области от 10.02.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 21.06.2023, по административному делу № №) с Короткова Г.А. в пользу УФНС России по Калининградской области взысканы недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в сумме 6 958 руб., пени в сумме 35,25 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 959 руб., пени в сумме 4,86 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 32 448 руб. и пени в размере 55,16 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год в размере 8 426 руб. и пени в размере 14,32 руб., а всего - 48 900,59 руб.
На основании исполнительного листа, выданного судом по указанному решению, судебным приставом-исполнителем ОСП г. Советска УФССП России по Калининградской области ФИО5 13.11.2023 возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое было окончено фактическим исполнением 22.11.2023. Согласно сводной заявке на кассовый расход от 17.11.2023 № 538757 денежные средства в сумме 41 942,59 руб. перечислены налоговому органу, а 22.11.2023 постановление об окончании исполнительного производства направлено в УФНС России по Калининградской области через систему электронного документооборота.
Вместе с тем, как следует из представленных налоговым органом сведений, актуализация сведений, отраженных в едином налоговом счете Короткова Г.А., проведена лишь 13.01.2024, когда были исключены задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5 278 руб., налогу на имущество за 2018 год в размере 880 руб., начисленные на данную задолженность пени в сумме 2 431,17 руб. Кроме того, 23.01.2024 налоговым органом из единого налогового счета административного истца исключены суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год – 6 884 руб., транспортный налог за 2019 год в размере 6 958 руб., налог на имущество физических лиц за 2019 год – 928 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год – 32 448 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год – 8 426 руб., а также начисленные на данную задолженность пени в сумме 14 324,19 руб.
Принимая во внимание, что решение суда, которым признано незаконным начисление в едином налоговом счете Короткова Г.А. задолженности по налогам и страховым взносам за 2018-2020 годы, а также по начисленным на указанные недоимки пеням, вступило в законную силу 14.12.2023, с учетом положений пп. 11 п. 5. ст. 11.3 НК РФ отражение указанных недоимок в едином налоговом счете налогоплательщика и начисление на них пеней вплоть до 13.01.2024 и 23.01.2024 нельзя признать законным.
Кроме того, не подлежала отражению в едином налоговом счете задолженность Короткова Г.А. по страховым взносам за 2021 год, которая была погашена административным истцом 17.11.2023.
При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению административные исковые требования Короткова Г.А. о признании незаконными действий налогового органа по отражению налоговой задолженности за 2019, 2020, 2021 годы и начисленных на них пеней.
Разрешая требования административного истца о признании незаконными действий административного ответчика по блокировке банковского (расчетного) счета и списанию денежной суммы в размере 7 125,7 руб., суд приходит к следующим выводам.
Решением налогового органа от 21.09.2023 № 98 в соответствии со ст. 46 НК РФ в связи с неисполнением Коротковым Г.А. требования об уплате задолженности от 24.05.2023 № 4947 взыскана задолженность за счет денежных средств (драгоценных металлов), а также электронных денежных средств на счетах в банках в пределах суммы отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика (налогового агента – организации или физического лица (индивидуального предпринимателя) и (или) суммы неуплаченного (не полностью уплаченного) утилизационного сбора (роялти), в сумме 219 948,53 руб.
На основании указанного решения налоговым органом 11.01.2024 направлено в ПАО Сбербанк поручение от 10.01.2024 № 1022 на сумму 41 942,59 руб. с назначением: «По решению о взыскании от 21.09.2023 № 98 по ст. 48 НК РФ».
На основании данного поручения 24.01.2024 со счета Короткова Г.А. в ПАО Сбербанк списаны денежные средства в сумме 77 125,7 руб.
Как следует из пояснений представителя УФНС России по Калининградской области в судебном заседании, представленных письменных дополнений, в указанное поручение включены суммы задолженности, в отношении которых вынесены и вступили в силу судебные акты. В информационном ресурсе налогового органа на момент формирования поручения отражены направленные в адрес Советского городского суда административные исковые заявления от 03.09.2020 № 12111, от 09.11.2022 № 5117, которые были удовлетворены и по которым были выданы исполнительные листы от 20.05.2021 ФС №, от 10.07.2023 ФС №. Поручение сформировано налоговым органом с учетом суммы неуплаченного остатка по вынесенным судом и вступившим в законную силу судебным актам.
Однако после проведения 23.01.2024 мероприятий по приведению в соответствие сальдо единого налогового счета административного истца путем исключения задолженности по страховым взносам за 2019 и 2020 годы, по транспортному налогу за 2019 год, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год налоговым органом поручение № 1022 уточнено 24.01.2024 на 0 руб. в связи с установлением нулевого остатка по исполнительным листам от 20.05.2021 ФС №, от 10.07.2023 ФС №.
Уточненная информация направлена в ПАО Сбербанк 24.01.2024.
Вместе с тем, приведенные налоговым органом доводы о законности действий административного ответчика не свидетельствуют.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1). Взыскание задолженности за счет имущества физического лица, которое производится в отношении денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, осуществляется налоговым органом посредством размещения соответствующего поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности в реестре решений о взыскании задолженности и исполняется банком в соответствии со ст. 46 настоящего Кодекса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для обращения взыскания на денежные средства по исполнительному документу (п. 7). Взыскание задолженности за счет иного имущества физического лица осуществляется на основании информации о вступившем в силу судебном акте, содержащей в том числе требование о взыскании задолженности и направленной в форме электронного документа в течение трех лет со дня вступления в законную силу такого судебного акта судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для исполнения судебных актов. При поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста и (или) постановления об обращении взыскания на денежные средства (электронные денежные средства) физического лица, находящиеся в банке, действие поручения налогового органа на перечисление соответствующей суммы задолженности, размещенного в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии со ст. 46 настоящего Кодекса, приостанавливается до исполнения указанного постановления в полном объеме или его отмены (п. 8). Денежные средства, поступившие в счет исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов в соответствии с настоящей статьей, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со ст. 45 настоящего Кодекса (п. 9).
Как установлено п. 3 ст. 46 НК РФ, взыскание задолженности в случае неисполнения требования об уплате задолженности производится по решению налогового органа (далее в настоящем Кодексе - решение о взыскании задолженности) посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности, а также поручений налогового органа банкам, в которых открыты счета налогоплательщику (налоговому агенту) - организации или индивидуальному предпринимателю, на списание и перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности) и поручений налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств) в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета, и информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции в соответствии с п. 2 ст. 76 настоящего Кодекса.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 11.3 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Взыскание задолженности в судебном порядке осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта, информация о котором и поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности, в отношении которой вынесен судебный акт, размещаются в реестре решений о взыскании задолженности (п. 4 ст. 46 НК РФ).
Исполнительный лист от 20.05.2021 ФС № выдан Советским городским судом по административному делу № №), решением по которому с Короткова Г.А. взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 635 руб.
При этом единый налоговый счет Короткова Г.А. сведений о наличии указанной задолженности не содержит уже по состоянию на 04.09.2023.
Исполнительный лист от 10.07.2023 ФС № выдан по административному делу № и, как указано судом выше, его требования были исполнены административным истцом в рамках исполнительного производства №-ИП, которое было окончено судебным приставом-исполнителем ОСП г. Советска 22.11.2023.
Более того, на дату формирования налоговым органом поручения от 10.01.2024 № 1022 имелось вступившее в законную силу решение Советского городского суда Калининградской области от 30.10.2023, которым признаны незаконными начисление УФНС России по Калининградской области задолженности в едином налоговом счете Короткова Г.А., состоящей из задолженности по транспортному налогу за 2018 год, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год, а также начисленных на них пеней. Судом также признана безнадежной к взысканию задолженность по транспортному налогу за 2019 год, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2020 год, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2020 год, а также по начисленным на указанные недоимки пеням.
При таких обстоятельствах вопреки пояснениям представителя административного ответчика перечисленные задолженности были учтены в поручении от 10.01.2024 № 1022 без наличия на то законных оснований.
Доводы представителя административного ответчика о том, что поступающие на единый налоговый счет налогоплательщика денежные средства, в том числе взысканные в рамках исполнительных производств, распределяются в соответствии со ст. 45 НК РФ без привязки к назначению платежа, судом признаются несостоятельными, поскольку в силу ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными в том числе для органов государственной власти, должностных лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Несвоевременная актуализация налоговым органом сведений единого налогового счета, неисполнение налоговым органом требований вступивших в законную силу судебных актов не может влечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия в виде списания принадлежащих ему денежных средств на основании выданных налоговым органом поручений.
Принимая во внимание изложенное, отсутствие у налогового органа правовых оснований для формирования поручения от 10.01.2024 № 1022, его последующего направления в ПАО Сбербанк для исполнения и следующее списание со счета Короткова Г.А. на основании данного поручения денежных средств в сумме 7 125,7 руб., требования административного истца о признании незаконными действий УФНС России по Калининградской области по списанию указанной суммы подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, вопреки доводам административного истца административным ответчиком решения о блокировке банковского (расчетного) счета не принималось, в связи с чем административные исковые требования о признании незаконными действий налогового органа в указанной части удовлетворению не подлежат.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу административного истца суд не усматривает ввиду следующего.
В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (ст. 12, 151 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 1, 2, 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (п. 1).
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.
На основании п. 1 ст. 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм ст. 1069 и п. 2 ст. 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33).
В настоящем споре нарушение права Короткова Г.А. налоговым органом затрагивает его имущественные права, в то время, как ст. 151 ГК РФ предусматривает денежную компенсацию морального вреда в случае нарушения личных неимущественных прав гражданина. Административный истец никаких достоверных доказательств причинения ему нравственных страданий, а также нарушения его личных неимущественных прав в связи с действиями налогового органа не представил, в связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Короткова Г.А. в части компенсации морального вреда.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, требования административного истца подлежат удовлетворению в части.
С учетом того, что на момент разрешения спора данные единого налогового счета налогоплательщика актуализированы, сведений о налоговой задолженности за 2019, 2020, 2021 годы и начисленных на них пеней из единого налогового счета Короткова Г.А. исключены, оснований для возложения на налоговый орган обязанности по устранению данного нарушения не имеется.
Принимая во внимание, что в силу ст. 79 НК РФ возврат денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, носит заявительный характер, а Коротков Г.А. в налоговый орган с соответствующим заявлением не обращался, оснований для возложения на налоговый орган обязанности по устранению нарушения прав административного истца, вытекающей из удовлетворенного судом требования о признании незаконными действий по списанию денежной суммы в размере 7 125,7 руб., также не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2019, 2020, 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 125,7 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 05.06.2024.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░