Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4629/2024 ~ М-3852/2024 от 24.07.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2024г.

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре                             Матвеевой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело №2а-4629/2024 по административному иску Красникова Сергея Васильевича, Красниковой Зинаиды Викторовны к управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань», администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность земельного участка, понуждении устранить допущенные нарушения

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с иском, указав, что являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В связи с этим 7 июня 2024г. они обратились к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка необходимого для эксплуатации жилого дома. Однако распоряжением управления муниципального имущества администрации МО «Городской округ город Астрахань» от 19 июля 2024г. №р-10-02-1458 в предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность земельного участка по указанному адресу с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома) отказано. С этим распоряжением не согласны, так как нарушаются их права, как собственников объекта недвижимости. В связи с этим были вынуждены обратиться в суд и просят признать недействительным распоряжение управления от 19 июля 2024г. №р-10-02-1458; обязать управление муниципального имущества администрации МО «Городской округ город Астрахань» предоставить им в собственность бесплатно земельный участок площадью 236 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № на основании заявлений от 7 июня 2024г. и представленных документов.

В судебное заседание Красников С.В. и Красникова З.В. не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель истцов по доверенности Елинов И.В. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, представлен отзыв на иск, в котором представитель управления муниципального имущества администрации МО «Городской округ город Астрахань» просил в удовлетворении требований отказать.

Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 6 июня 2024г., ФИО6 приобрел в собственность 2/3 доли и ФИО6 – 1/3 долю жилого дома, общей площадью 31,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанный жилой дом построен в 1981г. и поставлен на кадастровый учет в 2012г.

При этом согласно справке Государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки («БТИ») от 21 мая 2024г. указанное домовладение было зарегистрировано за наследодателем ФИО6 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг.

Исходя из представленных документов и пояснений представителя истцов, 7 июня 2024г. его доверители обратились в управление муниципального имущества администрации МО «Городской округ город Астрахань» с заявлениями в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и просили предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 236 кв.м., для эксплуатации жилого дома, принадлежащего им на праве общей долевой собственности.

Указанное обращение рассмотрено и распоряжением управления муниципального имущества администрации МО «Городской округ город Астрахань» от 19 июля 2024г. №р-10-02-1458 в предварительном согласовании предоставления бесплатно в общую долевую собственность указанного земельного участка с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома) отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.15, подпунктом 6 статьи 39.16, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду расположения запрашиваемого земельного участка на землях общего пользования, земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом"О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Между тем, при вынесении распоряжения не учено, что в Земельном кодексе Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 1) закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В целях реализации названного принципа пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено общее правило, предоставляющее исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами и юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом требования статьи 39.20 Кодекса указывают в качестве обязательного условия приобретения в собственность земельного участка наличие расположенного на нем на праве собственности объекта недвижимости.

Каких-либо иных условий данная норма не содержит.

Исключительное право на приватизацию земельного участка реализуется собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, без проведения торгов (пункт 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации), т.к. в соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Изложенное позволяет сделать вывод, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением. Собственник здания, сооружения без права пользования земельным участком, на котором они расположены, лишен возможности реализовать правомочие пользования этим имуществом, поскольку указанные объекты физически связаны между собой.

Между тем, вывод об отнесении спорного земельного участка к землям общего пользования, т.е. к земельным участкам, занятым площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ), обоснован ответчиком тем, что по земельному участку проходит красная линия, установленная документацией по проекту планировки и межевания территории, утвержденной постановлением администрации г. Астрахани 20 мая 2016г. №3263.

Иных доказательств отнесения указанного земельного участка к землям общего пользования не имеется.

Красные линии в редакции пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), действовавшей на момент утверждения проекта планировки 20 мая 2016г., определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

В результате утверждения документации по Проекту планировки жилой дом, принадлежащий истцам на праве общей долевой собственности, возведенный в 1981г. и расположенный под ним земельный участок полностью находятся за границей красной линии, обозначающей границу зон планируемого к строительству линейного объекта.

Указанный вывод подтверждается схемой расположения земельного участка с учетом установленных красных линий, документацией по Проекту и представителем ответчика не оспаривалось.

В таком случае, при использовании документов территориального планирования в качестве доказательств отнесения спорного земельного участка к землям общего пользования по основанию прохождения по нему утвержденной Проектом красной линии, ответчиком не учтено установление предельного срока действия проекта планировки территории в части определения границ зон планируемого размещения объектов местного знания (пункт 12.6 статьи 45 ГрК РФ, пункт 3 статьи 56 ЗК РФ).

В соответствии с положениями части 12.6 статьи 45 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент утверждения спорной красной линии) проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет (в настоящее время - шести лет) со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, в случае непринятия в течение установленного промежутка времени об изъятии земельных участков проект планировки перестает действовать в отношении определения границ зон планируемого размещения объектов, спорная линия прекратит действие по истечение установленного законом срока, если не будет принято решение об изъятии земельного участка (либо не будет утверждена иная документация о планировке территории).

Между тем, решения органом местного самоуправления в отношении земельного участка, испрашиваемого истцами, их домовладения не принималось, иная документация о планировке территории не утверждалась, что представителем ответчика не оспорено.

При этом истцы обратились с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую долевую собственность спустя восемь лет с момента утверждения проекта планировки территории, установившего красную линию за границы которой попал спорный земельный участок с принадлежащим истцам жилым домом, решение об изъятии земельного участка, расположенного под жилым домом, уполномоченным органом не принималось.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую долевую собственность сделан управлением муниципального имущества без учета указанных выше нормативных положений.

Оставлено без внимания и то, что в силу положений частей 3 и 6 статьи 42 ГрК РФ, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, подпунктов 6 и 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие Постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998г. (действовавшей на момент утверждения красных линий) границы территории общего пользования (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, в частности, установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки.

При этом в соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности вынесенного решения возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Учитывая изложенное и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение является незаконным и необоснованным и подлежит отмене.

При этом в силу пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» должна быть возложена обязанность в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть обращение истцов о предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность земельного участка по <адрес> для эксплуатации жилого дома в соответствии с требованиями закона.

При этом исковые требования о возложении на ответчика обязанности предоставить истцам в собственность бесплатно указанный земельный участок удовлетворению не подлежат, поскольку возможность принятия решения органом местного самоуправления по данному вопросу не исчерпана. В то же время суд не может подменять собой органы власти, а судебное решение не может подменять предусмотренные законом административные процедуры, следовательно, заявленные истцами правовосстановительные меры не могут быть применены судом в рассматриваемой ситуации.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №░-10-02-1458 ░░ 19 ░░░░ 2024░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» «░░ ░░░░░░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2024░.

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-4629/2024 ~ М-3852/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Красников Сергей Васильевич
Красникова Зинаида Викторовна
Ответчики
Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань"
Суд
Кировский районный суд г. Астрахани
Судья
Мелихова Н.В.
Дело на сайте суда
kirovsky--ast.sudrf.ru
24.07.2024Регистрация административного искового заявления
25.07.2024Передача материалов судье
26.07.2024Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2024Подготовка дела (собеседование)
06.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее